От редакции: Проигравшему приз

Анализ международного опыта дает возможность людям, компаниям и целым государствам не изобретать велосипед и не повторять дорогостоящих, а подчас и трагических ошибок. Однако гипотеза о том, что люди могут учиться лишь на своих ошибках, к сожалению, раз за разом подтверждается.

Министр финансов Великобритании и наиболее вероятный преемник Тони Блэра в премьерском кресле Гордон Браун сегодня подвергается все более жесткой критике. Его обвиняют в том, что его политика ведет к отказу от англосаксонской модели капитализма, приносит экономический рост в жертву растущим госрасходам на неэффективные социальные программы.

Все последние годы Британия была одним из экономических чемпионов ЕС. Факторы роста – конкуренция на рынках товаров и труда, гибкая монетарная политика, свободная торговля и рост спроса на услуги с высоким уровнем добавленной стоимости. Фундаментом всему этому служила англосаксонская модель капитализма с низкими налогами и ограничением госрасходов. В 2000 г. отношение госрасходов к ВВП было минимальным за последние десятилетия – 37,5%, а в наступившем году оно, по данным Economist Intelligence Unit, достигнет 43%.

Эти факторы и сегодня в силе, но среди прочего рост цен на энергоносители, подрывающий внутренний потребительский спрос, и слабость европейской экономики, на которую приходится до 45% британского экспорта, замедляют рост экономики. Темпы роста падают – прогноз на 2006 г. уже официально снижен с 3% до менее чем 2%. Подстегнуть экономику, по мнению экспертов, могло бы снижение налогов, стимулирующее спрос. Но придется урезать и госрасходы: дефицит британского бюджета в 2006 г. превысит 3% ВВП (в 2000 г. был профицит на уровне 4%), при том что прогноз дефицита бюджета “антианглосаксонской” Франции – 3,5% ВВП, по данным EIU.

Интересно на этом фоне выглядят результаты проверки эффективности программы развития и санации проблемных школ. Программа стоит более 1 млрд фунтов ($1,78 млрд) в год и очень похожа на наши национальные проекты. Проблемными считаются более 1500 школ в стране, где учится около 1 млн детей. Как показала проверка, простая накачка школ деньгами неэффективна: две трети школ, прошедших через программу в 1995–1997 гг., закрылись к июлю 2005 г. Проблема еще и в том, указывают в исследовательском центре Policy Exchange, что финансирование никак не привязано к потребителям – ученикам. И худшие школы, откуда разбегаются ученики, в расчете на одного учащегося финансируются лучше, чем их более популярные конкуренты.

В России ни о какой англосаксонской модели капитализма не может быть и речи, но налицо размен экономического роста на раздачу призов. Вместо структурных реформ, стимулирующих конкуренцию и диверсификацию экономики, мы получили нацпроекты. Это та же накачка социальной сферы деньгами без изменения принципов работы и привязки финансирования к потребителю, как и британская программа. Есть все основания опасаться, что и результат будет не лучше.

У Британии есть запас прочности – диверсифицированная экономика, эффективные суды, низкая коррупция и многое другое. У России же лишь одна страховка от ошибок – дорогая нефть.