От редакции: Проверка неготовности

На должность главы правительства Михаил Фрадков около двух лет назад пришел с мгновенно приставшим к нему ярлыком “технического премьера”. Но вышло наоборот – правительство погрузилось в споры о принципиальных вопросах социально-экономической политики государства. А вот с “техничностью” возникли проблемы – то не успеют с каким-то документом, то что-то забудут, то не учтут.

Последние примеры – срыв командировки министра финансов Алексея Кудрина в Давос, “забытые” при монетизации льгот по ЖКХ и реализации нацпроектов налоги, паралич алкогольной отрасли в России. В частности, в Давосе министр Кудрин должен был встретиться со своими коллегами-министрами из Франции и Италии, чтобы согласовать с ними повестку дня предстоящего саммита министров финансов “большой восьмерки” – важной составляющей российского председательства. Встреча сорвалась, новая может и не состояться из-за плотного графика министров, что чревато накладками на министерском саммите G8, – мелочь, а неприятно. Но в инциденте с Кудриным хотя бы все более или менее понятно.

А вот понять, как правительство забыло про налоговые платежи, в частности по НДС и ЕСН, возникающие при монетизации льгот по ЖКХ и повышении зарплат медикам в рамках “нацпроектов”, трудно. Весь год в фокусе внимания было закручивание гаек в налоговой сфере, где правительство боролось с минимизациями и лжевозмещениями НДС. И тут выясняется, что при монетизации льгот по ЖКХ, закон о которой был принят еще в конце 2004 г., забыли, что вырастут и платежи по НДС, – на компенсацию денег не выделено. Как забыли и про то, что с резко выросших зарплат медиков поликлиникам придется платить больше ЕСН, деньги на что теперь приходится выделять дополнительно. Итог – важные реформы и даже статусные проекты дискредитируются некачественной реализацией.

С алкогольной же отраслью вообще получилось как в анекдоте, где за мир борются так, что камня на камне не остается. Новые акцизные марки были введены для того, чтобы усилить борьбу с оборотом нелегального алкоголя. Но нужные подзаконные акты не были подписаны Минфином в срок, заводы не получили марок и встали.

Итог – нелегальный алкоголь лишился конкурентов и активно завоевывает рынок.

А легальным производителям остается лишь бороться с правительством – Нижегородский завод шампанских вин (НЗШВ) вчинил правительству иск, требуя признать действия (бездействие) правительства незаконными. Пока НЗШВ не требует возмещения убытков от остановки производства, но, по мнению юристов, имеет все основания для таких требований и все шансы выиграть процесс.

Перечисленные примеры лишь верхушка айсберга, самые яркие из последних. Все эти накладки почти не влияют на экономику в долгосрочной перспективе, но создают проблемы, приводят к потерям и тормозят работу здесь и сейчас. Можно вспомнить, что, несмотря на все громкие слова об ипотеке, в России до сих пор нет ипотечных ценных бумаг, так нужных для рефинансирования ипотечных программ банков и инвестирования пенсионных накоплений граждан, хотя соответствующий закон был принят еще осенью 2003 г. Причина та же: подзаконные акты были до последнего времени не готовы.

Административная реформа свелась к повышению окладов чиновников и фактически провалилась. Вторая попытка – дело далекого будущего. Но, может, начать лечить рассеянность и забывчивость чиновников горькими лекарствами? Очень интересной в этом свете кажется инициатива Счетной палаты, кстати поддержанная Минфином, – ужесточить наказание за нецелевое расходование средств. Предлагается переложить ответственность с ведомства, как сейчас, на конкретного чиновника, которому будет грозить до 10 лет тюрьмы. Если в рамках этой инициативы отнести к нецелевым выплаты по всем судебным решениям о незаконных действиях министерств и ведомств, то проблема “нетехничности” правительства, может быть, начнет решаться. Ведь в случае, если государству придется платить по иску, подобному тому, что подал НЗШВ, конкретный чиновник пойдет в тюрьму за то, что сделал что-то не вовремя или неправильно.