От редакции: Вес ВТО

Россия на пороге ВТО – это уже не преувеличение. Осталось согласовать условия лишь с четырьмя странами: с Колумбией и Австралией – по сахару, со Швейцарией – по либерализации финансового рынка, а США, кроме того, хотят отмены импортных пошлин на самолеты и усиления защиты прав интеллектуальной собственности. Наблюдатели считают реалистичными заявления о вступлении России в ВТО уже в 2006 г. В связи с этим результаты опубликованного на днях исследования ВБ “От дезинтеграции к реинтеграции: Восточная Европа и бывший Советский Союз в международной торговле” кажутся особенно интересными – и тревожными.

Исследование подводит к выводу, что монополизация внутренних рынков, враждебный инвестклимат, бюрократия и коррупция затрудняют адаптацию экономики к реалиям открытого рынка. Вступление в ВТО для страны с такими проблемами чревато крупными потерями и шоками.

Одна из главных находок ВБ – разделение стран бывшего соцлагеря на два торговых блока, модели внешнеторгового развития которых существенно различаются. Первый блок, ориентированный в своей внешней торговле на старых членов Евросоюза, состоит из Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении и Турции. Торговые потоки второго блока концентрируются вокруг России, и он включает все бывшие республики СССР кроме Балтии. Кроме того, есть группа стран юго-восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория), которая находится в промежуточном положении между “европейскоцентричным” и “российскоцентричным” блоками.

Результатом такого расслоения стало то, что внешняя торговля приносит “европейскому” блоку куда более высокие доходы относительно ВВП, чем промежуточной группе стран и тем более странам “российского” блока. Темпы роста внешнеторгового оборота также быстрее всего растут в европейском блоке – экспорт вырос в 3,6 раза, импорт – в 4,1 раза в период с 1993 по 2005 г. против 3,5 раза и 2,7 раза в промежуточной группе стран и 2,1 раза и 1,7 раза в российском блоке соответственно. Важное отличие европейского блока – концентрация экспорта в таких отраслях, как автомобилестроение и производство автокомпонентов. Российский блок при этом имеет ярко выраженную сырьевую концентрацию, а у промежуточной группы стран более диверсифицированная структура экспорта, так же как и у стран Балтии в европейском блоке.

Обнаруженное разделение бывшего соцлагеря на торговые блоки определяется не столько восстановлением прежних торгово-экономических связей, и даже не различиями в торговой политике, считают в ВБ. Главное – структурные реформы в экономике, направленные прежде всего на поддержку и защиту конкуренции, снижение административных барьеров и привлечение прямых иностранных инвестиций, создание гибких внутренних рынков труда и капитала.

Дело в том, что открытие рынков в первый момент ведет к росту бедности в странах с развивающейся экономикой, отмечает ВБ. И только затем ресурсы – людские и капитала – перераспределятся от умирающих отраслей и предприятий к конкурентоспособным и успешным, после чего открытый рынок начнет ускорять рост экономики. При этом исследования показывают, что частные компании, особенно с иностранными акционерами и работающие на конкурентных рынках, быстрее адаптируются к новым условиям. То есть выигрыш восточноевропейских стран от открытия рынков определяется прежде всего успехами структурных реформ в их экономиках.

Беда в том, что Россия, где сегодня растут монополизация рынков, госсектор в экономике, а институциональная среда и коррупция не выдерживают никакой критики, кажется просто образцовой жертвой несвоевременной либерализации внешней торговли, к которой она просто не готова.

Вступление нашей страны в ВТО (как и председательство в “большой восьмерке” и другие способы включить Россию в западные институты) – это имиджевый шаг, с которым торопятся прежде всего политики – и на Западе, и в России. С точки же зрения среднесрочных экономических перспектив вступление кажется все более неоднозначным, ведь прежде чем заигрывать с мировым рынком, неплохо бы навести порядок у себя дома. Полноценное членство в ВТО и либерализация торговли – как рекордный вес для штангиста: нужна долгая и серьезная подготовка к тому, чтобы хотя бы попытаться его взять. Иначе тяжелых травм не избежать.