От редакции: Школа и храм

Генпрокурор Владимир Устинов убежден в необходимости восстановления в армии института полковых священников, а в школах – религиозного образования. Казалось бы, непрофильные сферы для генпрокурора. Однако, как уже второй год подряд показывает его отчет по итогам работы ведомства, Владимиру Устинову подвластны любые сферы деятельности россиян и их душевные проявления. Особенно проявления слабости.

“Забвение духовности – главный источник наших бед и нашей слабости. Иначе не понять, почему Россия, которая обладает практически неистощимыми природными, людскими, интеллектуальными ресурсами, пребывает пока в таком жалком состоянии”, – заявил Устинов на коллегии Генпрокуратуры. А вот и еще одна причина необходимости преподавания религии в школах: “Возможности церкви в борьбе с ксенофобией трудно переоценить. Между тем противников введения в школьный курс основ религии, как известно, немало. А среди них, мне кажется, больше всего тех, кто критикует всех и вся за слабость борьбы с экстремизмом”.

Нужен ли в современной российской школе религиозный компонент? Без знания основ истории религии невозможно понять не только причины многих исторических событий, но и произведения российских и зарубежных поэтов, писателей и художников. Граждане России не против. По данным проведенного в 2005 г. опроса фонда “Общественное мнение”, 59% опрошенных высказались за обучение школьников основам православной культуры, против были только 14%, а еще 19% относятся к такой возможности нейтрально. При этом только 22% опрошенных считают изучение религии обязательным, 54% уверены, что это должен быть факультатив, 10% выступают против религии в школах в любых формах (остальные 14% не определились).

Конечно, высказывания Устинова можно считать его частным мнением, не имеющим отношения к политике государства. Но генпрокурор говорит о религиозном образовании не впервые – он говорил о нем и на открытии Рождественских образовательных чтений в Кремле.

Примечательно, что до Устинова на чтениях выступал министр образования и науки Андрей Фурсенко и был освистан. Фурсенко считается противником введения в школах курса “Основы православной культуры”. Он убежден, что преподавать нужно историю мировых религий, учебник по которой сейчас дорабатывается в министерстве.

Возможно, Фурсенко не следовало говорить об этом на собрании православной общественности. Очевидно, что дискуссия о школе и религии снова обострилась. Между тем эта деликатная ситуация очень хорошо регулируется действующим законодательством. В ст. 2 закона РФ “Об образовании” закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В ст. 5 п. 4 федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” говорится: “По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы”.

Преподавание ОПК ведется в некоторых регионах по решению местных властей. Однако по закону оно может быть только факультативным. Для организации таких курсов необходимо заявление родителей школьников – в том случае, если они не достигли 14 лет. Вести религиозное образование могут только организации, предоставившие копии устава и свидетельства о государственной регистрации.

Преподавание религии и ее истории в школе должно быть просвещением, а не проповедью. Среднее образование в России обязательно для всех, хождение в церковь или мечеть – предмет сугубо индивидуального выбора. Перепутать школу и храм было бы вредно и для школы, и для храма.