От редакции: Холодный мир

Система международного права больше не воспринимается как нечто обязательное. Так называемая политика двойных стандартов оказалась настолько удобной, что отказаться от нее сегодня не может ни один крупный игрок на мировой сцене.

Последние события говорят об этом со всей определенностью. Хотя официальный представитель правительства Ирана Голям-Хусейн Эльхам подчеркнул, что его страна пока не намерена выходить из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), чуть ранее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад отдал приказ приостановить выполнение дополнительного протокола к Договору о нераспространении “и начать всю исследовательскую и промышленную деятельность в целях использования мирных ядерных технологий для производства энергии”.

Россия устами министра обороны угрожает выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Ранее США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО. Теперь американцы создают национальную систему ПРО, опасаясь удара террористов. Именно опасностью пуска ракет с территории стран-изгоев Вашингтон объяснял необходимость выхода из договора. Зато это уже заставило Пекин вкладывать больше средств в свою ракетную программу и, следовательно, может замедлить рост китайской экономики. Россия тоже иногда напоминает о себе: то Сергей Иванов, то Владимир Путин рассказывают о неостановимых ракетах нового поколения.

Но дело не только в том, что договоры устаревают. Не ратифицируются и новые. Например, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) открыт для подписания уже 10 лет. Однако 11 из указанных в приложении 44 государств, в том числе США, Индия, Израиль и Пакистан, до сих пор не ратифицировали его. И договор не действует.

В принципе то же самое происходит и с ДОВСЕ. Его первоначальный вариант, принятый еще в 1990 г., был крайне невыгоден России – она не могла сосредоточить в мирное время на Северном Кавказе сильную группировку войск. В 1999 г. был подписан новый вариант, учитывавший ситуацию после распада Варшавского договора и расширения НАТО.

Но теперь его отказываются принимать европейские страны, увязывая ратификацию с выводом российских баз из Грузии и Приднестровья.

В свою очередь, Россия справедливо указывает, что ограничения не распространяются на страны Балтии, где теоретически можно создать мощные группировки НАТО. Это бодание может продолжаться еще долго и без особых последствий, потому что ситуация не мешает странам-участницам заниматься реальной внешней политикой в регионе.

ДНЯО ратифицирован 191 страной. Однако, по мнению директора Центра оборонной информации Ивана Сафранчука, это ни о чем не говорит. Уже после принятия договора четыре страны создали ядерное оружие – Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея. Многие страны, такие как Бразилия или Швеция, присоединялись к ДНЯО после того, как по внутренним причинам отказывались от ядерных программ. Действенного контроля за нераспространением ядерных технологий договор не дает: любая страна, тот же Иран, может, являясь членом ДНЯО, подготовить всю ядерную инфраструктуру, а затем выйти из договора и за полгода создать оружие.

Неверие в возможности международного права уже отражено в военных стратегиях как США, так и России (о новой военной стратегии США читайте на стр. А2). Главной угрозой сейчас считается не конкретная страна, а всеобщая неопределенность. То есть военные ведомства закладывают в свои прогнозы в качестве основного принцип “все может быть”. Международное право больше не является гарантией чего-либо. Полагаться можно только на себя и на тех, кто является союзником в данный момент. Конечно, институты международного права не исчезнут. Но если вплоть до 90-х гг. минувшего века общемировым вектором был вектор сближения и многосторонности, то сейчас очевидно движение к индивидуализму и двойным стандартам.