Статья опубликована в № 1547 от 07.02.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Ставка на политику

От редакции: Ставка на политику

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Марш государства по российской экономике продолжается. Все больше становится активов, так или иначе попавших под контроль госструктур, а вот ясности в вопросе о целях и экономическом смысле этой экспансии не прибавляется.

Государство может в течение нескольких месяцев объявить оферту на выкуп 11–13% алмазной монополии “Алроса”, заявил министр Герман Греф, предварительно оценив компанию в $5–6,5 млрд. За доведение своего 37%-ного пакета до контроля государству придется заплатить $650–830 млн. Эксперты считают планы по огосударствлению “Алросы” лишним подтверждением тому, что курс на ренационализацию активов – стратегический. И выражают надежду, что, даже купив “Алросу” в 1,43–5 раз дороже нынешних оценок, государство не прогадает – после выхода акций на рынок рост капитализации перекроет все затраты.

Действительно, этот год обещает волну первичных размещений акций (IPO) российских компаний на западных финансовых рынках. Если в 2005 г. девять IPO на Лондонской фондовой бирже привлекли $4,6 млрд, то в 2006 г. ожидается от 30 до 40 размещений на общую сумму $18–25 млрд, крупнейшим из которых может стать IPO государственной “Роснефти”. Но можно ли говорить о какой-то государственной стратегии?

В любом проспекте эмиссии тех девяти IPO российских компаний, что прошли в 2005 г., несколько десятков страниц посвящены потенциальным рискам. Основные из них плохая законодательная защита прав миноритарных акционеров, запутанное налоговое законодательство, избирательное применение законодательства. Дело усугубляется коррупцией и фактическим отсутствием запрета на инсайдерскую торговлю. Как ни парадоксально, государство могло бы именно на этом сыграть, осуществив ренационализацию как проект по решению перечисленных проблем и улучшению инвестклимата.

Государство могло бы сыграть по-крупному – скупить акции ряда компаний, провести структурные реформы, которые как минимум сняли бы остроту упомянутых проблем, и продать эти акции с прибылью для себя. Реформы – это долго и дорого, но рост капитализации компаний, где у государства есть доля, наверняка перекрыл бы все издержки. Дополнительным бонусом было бы то, что реформы подстегнули бы рост экономики в целом. Однако ничего похожего на такой план нет. Не происходит и ничего, что позволило бы заподозрить правительство и Кремль в готовности начать структурные реформы экономики.

Приход государства в состав акционеров компании и чиновников – в число ее менеджеров действительно снижает некоторые из перечисленных рисков. Но вложения в акции таких компаний из инвестиций превращаются в рискованную ставку на исход политической борьбы. В частности, и борьбы в команде ближайших сподвижников президента. Как уже видно на нескольких примерах, заявления госчиновников о стратегическом характере той или иной компании на практике означают, что государство не будет продавать свой пакет, не заинтересовано в росте капитализации и занято лишь созданием еще одной вотчины для госменеджеров.

Беда в том, что, если ставка не сыграет (если инвесторы не будут ставить на акции российских госкомпаний, т. е. на российскую политику), в проигрыше останутся не чиновники, а все мы. Ведь играют они на наши деньги.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more