Статья опубликована в № 1547 от 07.02.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Ставка на политику

От редакции: Ставка на политику

Марш государства по российской экономике продолжается. Все больше становится активов, так или иначе попавших под контроль госструктур, а вот ясности в вопросе о целях и экономическом смысле этой экспансии не прибавляется.

Государство может в течение нескольких месяцев объявить оферту на выкуп 11–13% алмазной монополии “Алроса”, заявил министр Герман Греф, предварительно оценив компанию в $5–6,5 млрд. За доведение своего 37%-ного пакета до контроля государству придется заплатить $650–830 млн. Эксперты считают планы по огосударствлению “Алросы” лишним подтверждением тому, что курс на ренационализацию активов – стратегический. И выражают надежду, что, даже купив “Алросу” в 1,43–5 раз дороже нынешних оценок, государство не прогадает – после выхода акций на рынок рост капитализации перекроет все затраты.

Действительно, этот год обещает волну первичных размещений акций (IPO) российских компаний на западных финансовых рынках. Если в 2005 г. девять IPO на Лондонской фондовой бирже привлекли $4,6 млрд, то в 2006 г. ожидается от 30 до 40 размещений на общую сумму $18–25 млрд, крупнейшим из которых может стать IPO государственной “Роснефти”. Но можно ли говорить о какой-то государственной стратегии?

В любом проспекте эмиссии тех девяти IPO российских компаний, что прошли в 2005 г., несколько десятков страниц посвящены потенциальным рискам. Основные из них плохая законодательная защита прав миноритарных акционеров, запутанное налоговое законодательство, избирательное применение законодательства. Дело усугубляется коррупцией и фактическим отсутствием запрета на инсайдерскую торговлю. Как ни парадоксально, государство могло бы именно на этом сыграть, осуществив ренационализацию как проект по решению перечисленных проблем и улучшению инвестклимата.

Государство могло бы сыграть по-крупному – скупить акции ряда компаний, провести структурные реформы, которые как минимум сняли бы остроту упомянутых проблем, и продать эти акции с прибылью для себя. Реформы – это долго и дорого, но рост капитализации компаний, где у государства есть доля, наверняка перекрыл бы все издержки. Дополнительным бонусом было бы то, что реформы подстегнули бы рост экономики в целом. Однако ничего похожего на такой план нет. Не происходит и ничего, что позволило бы заподозрить правительство и Кремль в готовности начать структурные реформы экономики.

Приход государства в состав акционеров компании и чиновников – в число ее менеджеров действительно снижает некоторые из перечисленных рисков. Но вложения в акции таких компаний из инвестиций превращаются в рискованную ставку на исход политической борьбы. В частности, и борьбы в команде ближайших сподвижников президента. Как уже видно на нескольких примерах, заявления госчиновников о стратегическом характере той или иной компании на практике означают, что государство не будет продавать свой пакет, не заинтересовано в росте капитализации и занято лишь созданием еще одной вотчины для госменеджеров.

Беда в том, что, если ставка не сыграет (если инвесторы не будут ставить на акции российских госкомпаний, т. е. на российскую политику), в проигрыше останутся не чиновники, а все мы. Ведь играют они на наши деньги.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать