От редакции: Идея фикс

Рост российского фондового рынка действительно впечатляет. Возможно, у инвесторов – российских и иностранных – есть основания для оптимизма, даже для безудержного оптимизма. Но не у российских властей: для них бешеный рост рынка скорее вызов, чем повод для восторгов. Ведь под этот впечатляющий рост предстоит подвести не менее солидное основание, которого сейчас нет. Иначе больших проблем не избежать.

Непрерывный и бурный – на 83% в 2005 г. и на 18% за первый месяц 2006 г. – рост российского фондового рынка кружит голову брокерам и инвесторам. Впечатляющие цифры застилают глаза, мешая видеть многое. Например, то, что рост рынка идет на фоне замедления роста российской экономики. Структурные реформы, способные подстегнуть этот рост пусть не сегодня, но завтра, тоже стоят. Риски хищнического поведения государства, которые обрушили рынок в 2004 г., также никуда не делись. Не стал более эффективным и прозрачным “Газпром”. Скорее даже наоборот: после истории с отключением Украины непонятно – это акционерная компания или энергетическое оружие Кремля.

Перегреты практически все “голубые фишки”, переоценены по любым критериям оценки, предупреждают аналитики. Фундаментальных оснований для роста у российского рынка вроде бы нет – но рынок растет. Почему? Брокеры согласно кивают на иностранные инвестфонды, инвестирующие средства на развивающихся рынках, и ожидают, что рост продлится весь год, а возможная коррекция лишь подстегнет продажи.

Все это очень похоже на большой пузырь, который обязательно лопнет. Эксперт по развивающимся рынкам Morgan Stanley Investment Management Ручир Шарма в своем комментарии, написанном для Newsweek, напоминает, что каждое десятилетие начиная с 1960-х гг. какая-то инвестидея овладевала умами инвесторов и приводила к пузырю. Акции первых транснациональных компаний – в 60-х, биржевые товары вроде золота и нефти – в 70-х, бурный рост Японии – во второй половине 80-х и технобум – в середине 90-х. Сегодня такая идея фикс – развивающиеся рынки с Китаем во главе, считает Шарма.

Развивающиеся рынки по своей природе более волатильны, чем рынки развитых стран, и, что еще более важно, очень чувствительны к успехам или неудачам американской экономики. Проблема в том, что вероятность замедления роста в США в 2006 г. весьма велика.

Рост поддерживает внутренний спрос, выросший примерно на 4% в 2005 г. и финансируемый за счет кредитов. Кредиты же берутся под залог недвижимости, подорожавшей в среднем на 13% в 2005 г. – самый быстрый рост за последние 25 лет, пишет журнал Economist. Но средние платежи по ипотеке уже приблизились к средним доходам домохозяйств, продажи домов падают – “жилищный” пузырь на американском рынке близок к взрыву, который ударит по кредитоспособности американцев и их потребительской активности, а значит, и по темпам роста экономики США. Поток денег в фонды развивающихся рынков может разом иссякнуть.

Выросший российский рынок может успеть перестать быть пузырем, если быстро провести структурные реформы – как минимум нормализовать положение с налоговым администрированием и ускорить банковскую реформу. В этом случае будущий экономический эффект от реформ может быть уже сегодня учтен в цене активов. Необходимость принять эти решения и есть главный вызов нашим властям со стороны бурно растущего фондового рынка.

Программой-минимум же можно назвать успокоение граждан, впадающих в инвестиционную горячку. По объему привлеченных средств пайщиков – 7,7 млрд руб. – прошлый год стал рекордным за всю историю индустрии ПИФов в России, причем 68% от этого рекорда пайщики принесли управляющим в последние три месяца 2005 г. А под впечатлением от итогов роста рынка за год и телесюжетов о либерализации рынка акций “Газпрома” граждане за один неполный из-за праздников месяц 2006 г. принесли управляющим еще 2,7 млрд руб. Резкий рост интереса к рынку, когда он уже сильно вырос, – это как попытка вскочить в уходящий поезд. Это признак пузыря и стандартная ошибка неопытных инвесторов, каковых среди наших граждан большинство.