Статья опубликована в № 1551 от 13.02.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Завтрак лоббиста

От редакции: Завтрак лоббиста

История с непринятием закона, ограничивающего игорный бизнес, снова наводит на мысль о необходимости легализации в России профессии лоббиста. Правда, точек зрения на то, как это сделать, существует множество. И у каждой – свой лоббист.

Законопроект “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ”, разработанный группой “единороссов”, Дума должна была рассмотреть 10 февраля. Социальная проблема тут очевидна: у недостаточно обеспеченных и неопытных игроков стало слишком много возможностей проиграть деньги, и с этим что-то нужно делать. Законопроект должен был ужесточить требования к участникам рынка: в случае принятия документа вход на рынок стал бы максимально капиталоемким.

Но накануне заседания в Думу поступило заключение администрации президента, в котором говорилось, что законопроект ориентирован “прежде всего на интересы крупных участников игорного бизнеса”. Альтернативный вариант подготовят эксперты администрации.

Закон действительно привел бы к уходу с рынка мелких компаний. С другой стороны, отсутствие закона выгодно вообще всем участникам рынка: они хорошо сэкономят. Администрации президента, безусловно, лучше знать, кто лоббирует тот или иной документ. Но простым гражданам это тоже интересно. Им также было бы интересно узнать, кто лоббировал решение администрации. Однако такой информацией в России делиться не принято.

Попытки разработать российский закон о лоббизме предпринимались неоднократно. В 2003 г. до рассмотрения дошел законопроект СПС “О лоббистской деятельности”. Он устанавливал запрет на эту профессию для госслужащих и депутатов, запрет на лоббизм в судах и предписывал аккредитацию лоббистов при органах власти. Закон не был принят.

Авторы того закона ссылались на опыт США, где лоббизм является официальной профессией с конца XIX в. Сегодня в США действует 40 000 зарегистрированных лоббистов на разных уровнях власти. Это не значит, что схема отношений бизнеса и власти выстроена идеально. Просто там четко расписаны роли: депутаты руководствуются общественным мнением и требованиями избирателей, а лоббисты занимаются грязной работой по продвижению чужих выгод. При этом отношения между лоббистами и конгрессменами тоже описаны в законах, и их нарушение ведет к уголовному разбирательству.

Вот свежий пример. Один из крупнейших лоббистов США, Джек Абрамофф, арестованный по обвинению в коррупции и мошенничестве, согласился сотрудничать со следствием. По данным следствия, через руки лоббиста прошло около $5 млн взяток, которые он передавал видным государственным деятелям. Кстати, среди его клиентов были индейские племена, имеющие льготы на ведение игорного бизнеса. Благодаря разоблачениям Джека Абрамофф руководящие посты в сенате уже оставили два видных республиканца – Боб Ней и Том Делэй.

Нашим депутатам чуждо американское лицемерие. Фракция “Единой России” в Мосгордуме объявила о намерении внести в Госдуму проект закона “О лоббистской деятельности”. Этот проект отводит роль легального лоббиста политическим партиям. Какая партия будет самым главным лоббистом, следует из простого подсчета думских мандатов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать