От редакции: $5 млрд на престиж

Не замечая ничего вокруг, российские чиновники пишут все новые планы освоения миллиардных госинвестиций, призванных подстегнуть сектор легкового автомобилестроения. Переход “АвтоВАЗа” под контроль государства привел к обострению у российских чиновников синдрома “сектора престижа”.

Суть этой – не уникально российской – проблемы в том, что чиновникам нравится, когда у страны есть автомобили собственной марки и еще, например, национальный авиаперевозчик. Экономика здесь на втором плане, на первом – престиж. Красноречивый пример из жизни – это когда программа развития “автопрома”, предполагающая госинвестиции на $5 млрд, де-факто пишется под конкретную, контролируемую государством компанию.

Конкурировать российскому автопрому и его менеджерам придется, в частности, с Карлосом Гоном – вероятно, самым успешным менеджером в современном автопроме. Одно из ведущих направлений недавно подготовленной им программы развития компании Renault до 2009 г. – это модели для развивающихся рынков. “Развертывание программы Logan только начинается”, – заявил Гон.

Каковы шансы российского автопрома? По мнению экономистов банка ING, в 2005–2010 гг. локомотивами роста в российской экономике станут отрасли, ориентированные на внутренний рынок и в наименьшей степени конкурирующие с импортом. Это прежде всего торговля (рост на 7,5–8% в год), строительство (8,5%), транспорт и коммуникации (6,5–8,5%) и сектор, связанный с продажей и обслуживанием недвижимости (7,5–8%). Автопрому же и авиапрому экономисты прочат большие проблемы из-за усиления конкуренции с импортом на фоне укрепления рубля, роста доходов населения и ослабления тарифных барьеров.

Зачем вливать $5 млрд государственных средств в отрасль с сомнительными перспективами? Как принималось это решение? Почему, например, не пустить эти деньги в сектор жилищного строительства, претендующий на роль одного из локомотивов экономики?

На сегодня эта отрасль грозит стать фактором нестабильности. Например, цены на недвижимость в Москве, по оценкам экспертов, в 2006 г. могут вырасти даже больше, чем в рекордном 2003 г., когда московское жилье подорожало на 40%. Напомним, что предложение новостроек на московском рынке в целом снизилось почти на 17%. В регионах, конечно, ценовая ситуация не столь остра, но и темпы жилищного строительства значительно ниже – проблема разрыва между спросом и предложением по-прежнему актуальна.

Одна из главных проблем строительного сектора вне столицы – дефицит площадок под застройку с подведенной инженерной инфраструктурой, на которую в среднем приходится до 20% стоимости 1 кв. м жилья. В конечном итоге за подведение коммуникаций платит застройщик. Но муниципалитет должен сначала потратиться на инфраструктуру, а вернутся деньги лишь после проведения аукциона на данный участок. Лишних же свободных средств у муниципалитетов, как правило, нет. Усугубляет дело и незавершенность размежевания земельных владений – эхо отложенной реформы местного самоуправления. Но без резкого (по некоторым оценкам, в два раза) увеличения количества вводимого жилья рост доходов населения и развитие ипотеки лишь надуют на рынке недвижимости колоссальный ценовой пузырь.

В рамках национального проекта “Доступное жилье”, под который подтянули существовавшую с 2000 г. федеральную целевую программу “Жилище”, на обеспечение участков коммунальной инфраструктурой в 2006 г. выделено 3,6 млрд руб. и еще 12,5 млрд руб. – в виде госгарантий по кредитам. Всего на эти цели в 2006–2007 гг. планируется потратить 10,3 млрд руб. и 30 млрд руб. соответственно. Напомним, что $5 млрд для “АвтоВАЗа” – это более 140 млрд руб.

Тратить богатства, свалившиеся сегодня на Россию, нужно предельно осмысленно, ибо они вдвойне невосполнимы, как невосполнима нефть и не вечны высокие цены на нее. Отрицая неудобную для них экономическую реальность, чиновники не только упускают очередную возможность подстегнуть рост экономики страны, но и лишают многих граждан шанса на достойное жилье.