Статья опубликована в № 1557 от 21.02.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: $5 млрд на престиж

От редакции: $5 млрд на престиж

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Не замечая ничего вокруг, российские чиновники пишут все новые планы освоения миллиардных госинвестиций, призванных подстегнуть сектор легкового автомобилестроения. Переход “АвтоВАЗа” под контроль государства привел к обострению у российских чиновников синдрома “сектора престижа”.

Суть этой – не уникально российской – проблемы в том, что чиновникам нравится, когда у страны есть автомобили собственной марки и еще, например, национальный авиаперевозчик. Экономика здесь на втором плане, на первом – престиж. Красноречивый пример из жизни – это когда программа развития “автопрома”, предполагающая госинвестиции на $5 млрд, де-факто пишется под конкретную, контролируемую государством компанию.

Конкурировать российскому автопрому и его менеджерам придется, в частности, с Карлосом Гоном – вероятно, самым успешным менеджером в современном автопроме. Одно из ведущих направлений недавно подготовленной им программы развития компании Renault до 2009 г. – это модели для развивающихся рынков. “Развертывание программы Logan только начинается”, – заявил Гон.

Каковы шансы российского автопрома? По мнению экономистов банка ING, в 2005–2010 гг. локомотивами роста в российской экономике станут отрасли, ориентированные на внутренний рынок и в наименьшей степени конкурирующие с импортом. Это прежде всего торговля (рост на 7,5–8% в год), строительство (8,5%), транспорт и коммуникации (6,5–8,5%) и сектор, связанный с продажей и обслуживанием недвижимости (7,5–8%). Автопрому же и авиапрому экономисты прочат большие проблемы из-за усиления конкуренции с импортом на фоне укрепления рубля, роста доходов населения и ослабления тарифных барьеров.

Зачем вливать $5 млрд государственных средств в отрасль с сомнительными перспективами? Как принималось это решение? Почему, например, не пустить эти деньги в сектор жилищного строительства, претендующий на роль одного из локомотивов экономики?

На сегодня эта отрасль грозит стать фактором нестабильности. Например, цены на недвижимость в Москве, по оценкам экспертов, в 2006 г. могут вырасти даже больше, чем в рекордном 2003 г., когда московское жилье подорожало на 40%. Напомним, что предложение новостроек на московском рынке в целом снизилось почти на 17%. В регионах, конечно, ценовая ситуация не столь остра, но и темпы жилищного строительства значительно ниже – проблема разрыва между спросом и предложением по-прежнему актуальна.

Одна из главных проблем строительного сектора вне столицы – дефицит площадок под застройку с подведенной инженерной инфраструктурой, на которую в среднем приходится до 20% стоимости 1 кв. м жилья. В конечном итоге за подведение коммуникаций платит застройщик. Но муниципалитет должен сначала потратиться на инфраструктуру, а вернутся деньги лишь после проведения аукциона на данный участок. Лишних же свободных средств у муниципалитетов, как правило, нет. Усугубляет дело и незавершенность размежевания земельных владений – эхо отложенной реформы местного самоуправления. Но без резкого (по некоторым оценкам, в два раза) увеличения количества вводимого жилья рост доходов населения и развитие ипотеки лишь надуют на рынке недвижимости колоссальный ценовой пузырь.

В рамках национального проекта “Доступное жилье”, под который подтянули существовавшую с 2000 г. федеральную целевую программу “Жилище”, на обеспечение участков коммунальной инфраструктурой в 2006 г. выделено 3,6 млрд руб. и еще 12,5 млрд руб. – в виде госгарантий по кредитам. Всего на эти цели в 2006–2007 гг. планируется потратить 10,3 млрд руб. и 30 млрд руб. соответственно. Напомним, что $5 млрд для “АвтоВАЗа” – это более 140 млрд руб.

Тратить богатства, свалившиеся сегодня на Россию, нужно предельно осмысленно, ибо они вдвойне невосполнимы, как невосполнима нефть и не вечны высокие цены на нее. Отрицая неудобную для них экономическую реальность, чиновники не только упускают очередную возможность подстегнуть рост экономики страны, но и лишают многих граждан шанса на достойное жилье.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more