Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1567 от 09.03.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Слепая правота

От редакции: Слепая правота

Реформа ЖКХ воспринимается большинством как повышение тарифов. Против этого и протестуют. Тарифы по новому кодексу (действует с 1 марта 2005 г.) действительно должны постепенно быть повышены до 100% оплаты услуг. А с 1 января нынешнего года действует 20%-ная планка повышения, которую власти пытаются соблюдать. Но смысл реформы не только и не столько в повышении тарифов. Реформа дает собственникам жилья право нанимать частные управляющие компании, услуги которых в условиях конкуренции должны быть дешевле услуг муниципальных ДЕЗов. То есть по замыслу рынок и свободный выбор смогут понизить тарифы ЖКХ (конечно, сложнее всего придется с тарифами монополистов).

Но это пока не работает. 1 марта 2006 г. истек срок, в течение которого собственники многоквартирных жилых домов должны были выбрать управляющую компанию. В Москве, по данным главы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Артура Кескинова, свой выбор сделали жильцы 1500 домов. Всего в столице, по его данным, около 40 000 жилых домов, т. е. успели всего 3,75%. Вряд ли в целом по стране показатель выше. Невозможно не вспомнить аналогичную историю с введением другого рыночного механизма – управления накопительной частью пенсий граждан частными компаниями. За три года лишь 5% граждан выбрали частные структуры.

Очевидно, что российские граждане не готовы лично играть на рынке, особенно в сферах, привычно ассоциирующихся с государством. По данным февральского опроса ВЦИОМ, лишь 10% граждан считают необходимой целью реформы ЖКХ создание рыночной конкурентной среды и 8% – снижение расходов государства на ЖКХ; 43% полагают, что реформа должна снизить цены на услуги, 36% – привести к замене устаревшего оборудования, 31% – повысить качество обслуживания, 28% – обеспечить ремонт и замену устаревшего жилого фонда. То есть граждан интересует результат, а не процесс.

Как преодолеть эту старую привычку? Вероятно, тем же способом, каким в свое время она была создана, – с помощью пропаганды. Оценить пропаганду реформы ЖКХ нам поможет, например, январский опрос “Ромир”. За полтора месяца до срока только 22% опрошенных хорошо знали и 27% что-то слышали о том, что надо заключать договор с управляющей компанией по обслуживанию дома. 51% не знали ничего. Кто должен был все объяснять? Вряд ли федеральные власти (хотя политтехнологи у нас сейчас простаивают, может, дать им госзаказ?).

Заинтересовать клиента должен поставщик услуг – частная компания. Сейчас таких компаний мало, а привлекательность коммунального рынка оценивается очень низко (важно, что он отличается от других стабильностью). Так что на практике услуги немногих имеющихся частников оказываются дороже привычных государственных – без выигрыша в качестве. Вроде бы о создании условий для привлечения частных инвестиций в рынок ЖКХ авторы реформы говорят постоянно. Но реформа на данный момент действительно сводится к повышению тарифов. Протестующие граждане правы, хоть и не до конца понимают в чем.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать