От редакции: Подозрительный цвет

На днях Верховный суд отказал в удовлетворении иска шести дальневосточных экологических организаций. Они требовали признать незаконным распоряжение правительства о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Защитники природы настаивали: возведение трубопровода в зоне, где раз в семь лет происходят землетрясения в 9–10 баллов (т. е. равные по силе подземному толчку, разрушившему в 1995 г. Нефтегорск на Сахалине), может нанести непоправимый урон озеру Байкал, а также дальневосточной тайге и рекам. Однако суд решил: компания “Транснефть”, намеревающаяся строить ВСТО, предоставила правительству достаточные гарантии предотвращения экологической катастрофы. Экологи намерены продолжать борьбу в кассационной коллегии ВС, однако признаются, что шансы невелики.

Государство и бизнес нигде не любят зеленых – слишком много хлопот они доставляют своими требованиями к экологической чистоте различных производств. Однако их фракции присутствуют в парламентах ряда стран, в том числе ФРГ. Ведущие иностранные компании, в том числе Exxon и ВР, прислушиваются к экологам при определении трасс нефтепроводов и внесении усовершенствований в конструкцию танкеров. Логика западных правительств и компаний проста: общественное мнение негативно относится к попыткам скрыть экологические последствия строительства тех или иных объектов. В 1990-х гг. государственная экологическая экспертиза и неправительственные организации набрали значительный вес и в России. Экологи сумели, к примеру, заблокировать строительство атомной теплоцентрали в Воронеже, остановили через суд строительство других опасных объектов.

Однако затем ситуация изменилась. Экологов, особенно членов международных организаций, стали подозревать в сотрудничестве с иностранными спецслужбами. В декабре 2001 г. Григорий Пасько, передававший японским СМИ сведения об авариях на атомных подлодках, был приговорен к четырем годам лагеря. Руководители НК “Транснефть” недвусмысленно намекают, что за протестами экологов против строительства ВСТО стоят ЦРУ и конкуренты. Одновременно власть пытается создать “ручные” формирования защитников природы – о своей экологической направленности объявила созданная осенью 2005 г. под патронажем администрации Московской области молодежная организация “Местные”. Мнение исполнительной власти сказалось и на решениях российской Фемиды. Экологи утверждают, что суды в последние годы удовлетворяют всего 20–25% жалоб. Это подтверждает и практика ВС: за последние четыре года он удовлетворил всего два иска экологов к правительству из восьми, последний – в ноябре 2003 г.