От редакции: Смерть суда

Смерть Слободана Милошевича в тюрьме Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) прервала процесс, фактически зашедший в тупик. Второго Нюрнберга не получилось.

При всей тяжести ситуации (Милошевича не отпустили на лечение в Москву, и он умер) смерть обвиняемого организаторам процесса чуть ли не выгодна. Публичное осуждение бывшего президента Югославии потеряло былую актуальность. Странам НАТО, бомбившим в 1999 г. Югославию, не удалось создать себе однозначный имидж победителей, а Гаагскому трибуналу – приобрести однозначную легитимность. Поэтому любое решение по Милошевичу вызвало бы споры в мире и не решило бы первоначальной пропагандистской задачи.

К тому же с момента начала процесса США обросли скандалами, связанными с международной юстицией: пытки в Абу-Грейб и Гуантанамо, тайные тюрьмы ЦРУ в Европе, суд над еще одним плененным диктатором (Саддамом Хусейном) – все это не добавляет авторитета главному защитнику демократии и прав человека. А если вспомнить твердое нежелание США признавать Международный уголовный суд (постоянный наднациональный орган для осуждения геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности и агрессии, созданный при ООН) – в связи с тем, что ему придется выдавать американских граждан, – можно констатировать тяжелейший кризис, если не смерть самой идеи международного суда.

Попытки сформировать международный суд по расследованию военных преступлений предпринимались с начала XX в. После Первой мировой войны страны Антанты возложили на правительства проигравших государств обязательство наказывать “своих” преступников (на основе Гаагских конвенций о мирном решении военных споров 1899 и 1907 гг.). В начале 1920-х шестеро высших офицеров и чиновников кайзеровской Германии были осуждены.

В следующий раз международная юстиция была востребована после Второй мировой. В августе 1945 г. представители 23 стран подписали договор “О преследовании и наказании главных военных преступников держав Оси”, на основании которого были сформированы Международный военный трибунал (его главным процессом стал Нюрнбергский) и Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский процесс).

В какой-то степени пример Нюрнберга сыграл свою роль в создании МТБЮ. Суд был создан Советом Безопасности ООН еще в мае 1993 г. В его компетенции следующие преступления: нарушения Женевских конвенций о защите жертв войны, нарушения законов и обычаев ведения войны, геноцид, преступления против человечности. Вынесение смертных приговоров в качестве меры наказания не предусматривается. В первый год бюджет трибунала составил $276 000, бюджет на 2006–2007 гг. – $276,5 млн. На данный момент обвиняемым по делам, рассматриваемым трибуналом, проходит 161 человек. Часть из них осуждена, часть ожидает суда, кто-то освобожден, кто-то еще разыскивается, некоторые умерли.

В первые годы работа суда шла ни шатко ни валко, без особого внимания прессы. Все изменилось, когда в июне 2001 г. Сербия под нажимом США (Белый дом угрожал заморозить помощь в размере $50 млн) выдала Гааге бывшего президента Югославии Слободана Милошевича. Именно наказание Милошевича стало главной пропагандистской задачей трибунала.

Любопытно, что Милошевич стал обвиняемым только в мае 1999 г., во время бомбардировок авиацией НАТО Сербии и Черногории. А в 1995 г. он, например, был признанным гарантом мирных дейтонских соглашений. Тем не менее после выдачи ему предъявили более 60 обвинений. Помимо Милошевича к числу главных обвиняемых Международный трибунал причислил бывшего президента Сербской Краины Радована Караджича и бывшего командующего войсками боснийских сербов генерала Ратко Младича (оба скрываются).

Милошевич, по образованию юрист, отказался от адвоката и защищал себя сам. Он умело затягивал процесс, вызвав 1200 свидетелей, среди которых были названы экс-президент США Билл Клинтон, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, бывший канцлер Германии Герхард Шредер, бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт.

МТБЮ обвинял и осуждал главным образом сербов, уделяя меньше внимания хорватам и еще меньше – боснийским и косовским мусульманам. Не прибавили авторитета суду и две предыдущие смерти обвиняемых: неделю назад в тюрьме покончил с собой лидер хорватских сербов Милан Бабич, семь лет назад там же свел счеты с жизнью Славко Докманович, бывший глава администрации г. Вуковар. Теперь третья смерть – причем главного обвиняемого.