От редакции: Целеполагание

Последняя публичная инициатива Нурсултана Назарбаева – вывод из Астаны и Алма-Аты игорного бизнеса. Все казино в обеих столицах будут закрыты или переведены в два казахских Лас-Вегаса – города Капшагай (80 км от Алма-Аты) и Щучинск (200 км от Астаны). По словам президента, правительство Казахстана уже ведет переговоры “с очень крупным инвестором” по проекту строительства первой улицы развлечений в Капшагае.

В России проблема регулирования игорного бизнеса обострилась в прошлом году и будет острой еще долго с неясными результатами – соответствующий законопроект стал предметом торга лоббистов.

В феврале Назарбаев поручил правительству снизить налоговую нагрузку на бизнес и население. С 2007 г. ставка НДС будет снижена с 15% до 14%, а подоходный налог будет взиматься по единой ставке в 10% (сейчас он взимается по ставке 5–20% в зависимости от дохода, эффективная ставка – 11,5–12%). С 2008 г. будет снижен соцналог. Налоговая нагрузка в Казахстане и сейчас невысока – 23% ВВП, и местные бизнесмены уже высказывают некоторое недовольство не только налоговым администрированием, но и ежегодными инициативами по снижению налогов, которые не дают возможности долгосрочного планирования бизнеса.

В России в 2005 г. налоговая нагрузка равнялась 36,8% ВВП. Тоже не очень много, но в правительстве постоянно поднимается вопрос о снижении налогов с целью вывода бизнеса из тени и создания условий для роста налогооблагаемой базы. Другое дело, что налоговые вопросы в российском правительстве неизбежно становятся предметом продолжительной и малоэффективной дискуссии (сейчас это, например, вопрос о ставке НДС).

В 1994 г. Назарбаев распустил парламент и издал 147 имевших силу закона указов, которые стали основой реформ. В 1997 г. была принята “Стратегия 2030” – долгосрочный план развития страны, исполнение которого ежегодно отслеживается. Новые идеи президент ежегодно озвучивает в своем послании народу. ВВП Казахстана с 1998 г. ежегодно растет на 10,4%, в стране успешно и, главное, быстро проведены реформы образования, пенсионной системы, банковской системы, ЖКХ, амнистия капиталов.

ВВП на душу населения в Казахстане пока ниже, чем в России, но растет гораздо быстрее. Начался обратный приток населения в страну, в том числе русского. В 1991 г. население Казахстана составляло 14,3 млн. После распада СССР около 1 млн эмигрировали. Сейчас в стране живет более 15 млн человек.

В России ВВП растет в последние годы на 6–7% в год, проект налоговой амнистии (опять же после длительной дискуссии) только внесен в правительство, реформы образования и ЖКХ буксуют, пенсионная, по сути, провалена, численность населения сокращается.

Нурсултан Назарбаев руководит страной 15 лет. Он – типичный авторитарный правитель постсоветского государства, построивший вертикаль власти, подавивший оппозицию и изменивший выборное законодательство так, чтобы править и дальше. В декабре прошлого года он переизбран на третий семилетний срок. От других подобных лидеров Назарбаев отличается желанием и умением проводить модернизационные экономические реформы. Как отмечают многие эксперты, Назарбаев может себе их позволить, потому что бюджет имеет мощную подушку в виде доходов от нефти и газа (в Казахстане, кстати, есть и свой стабфонд – называется Нацфонд). Но ведь и российское руководство имеет такую же страховку. В чем же дело? В размерах страны? В избытке бюрократов, в недостатке хороших чиновников? В дураках и дорогах?

Казахстан представляет собой самый последовательный на постсоветской территории образчик следования азиатской модели развития, когда инициатором экономических реформ выступает сильная центральная власть. То есть в Казахстане централизованная власть оправдана хотя бы экономически. Чем оправдана она в России?