От редакции: Новые богатые

Западные экономисты в отличие от западных политологов смотрят на Россию с надеждой. Вот, например, Норберт Вальтер, главный экономист Deutsche Bank Group, включает нашу страну в число стран-“нуворишей”, которые, обогатившись на продаже энергоносителей, все агрессивнее ведут себя на западных рынках и наводят страх на капиталистов старого образца. В течение 2004–2005 гг. страны, поставляющие энергию и сырье, накопили огромные финансовые ресурсы и ищут теперь новые способы вложения нефтедолларов, не довольствуясь уже высоколиквидными, но низкодоходными активами вроде гособлигаций США. Растут прямые инвестиции, все больше становится поглощений, включая враждебные. Это уже вызвало волну протекционизма в традиционных западных экономиках. “Нувориши” задумываются о том, что нефть не всегда будет источником их богатства, и пытаются диверсифицировать свои портфели, модернизировать промышленность, инфраструктуру. По мнению Вальтера, эта новая кровь полезна для мировой экономики и Западу нужно “поднять брошенную перчатку, а не строить вокруг себя забор”.

Благоприятные прогнозы звучат со всех сторон. Goldman Sachs еще в 2003 г. включил Россию в четверку “самых развивающихся рынков”. Название этой четверки – BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) – стало модным, ее перспективы рассматриваются отдельно, для них придумываются специальные фондовые индексы. По последнему прогнозу Goldman Sachs, к 2050 г. российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз – до $55 630 на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9-го на 7-е место в мире. PricewaterhouseCoopers в своем недавнем прогнозе также включил Россию в число лидеров (на этот раз семи – вместе с Бразилией, Индией, Китаем, Южной Кореей, Индонезией и Мексикой), которые к 2050 г. по совокупному валовому национальному продукту (ВНП) на четверть обгонят страны нынешней “большой семерки”.

Впрочем, среди партнеров по BRIC Россия по темпам роста – последняя, а в “семерке” опережает только Корею. Инвесторы все более избирательно подходят к перспективам вложения средств в ту или иную экономику.

Вот что говорит Дэвид Фуллер, директор британской Stockcube Research и издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney: “В Южной Америке, не говоря уже о России, богатейшие природные ресурсы, но мне не нравится сдвиг в сторону авторитарного и коррупционного правления”. У каждой страны есть свои особенные риски, которые могут не позволить ей развиваться так, как предсказывают эксперты. В России это верховенство государства над законом, согласны многие специалисты.

Лестные прогнозы и оценки западных экспертов по существу являются подсказками для России. Они говорят: вот что получится, если вы не будете просиживать штаны на трубе, а займетесь инновациями, структурными реформами, развитием других бизнесов, кроме добывающего.

Новый российский бизнес просто обязан активно вести себя на зарубежных рынках. И именно здесь была бы чрезвычайно важна роль государства. Снижение государственного вмешательства внутри страны стимулировало бы конкуренцию, которая повысила бы конкурентоспособность нашего бизнеса на зарубежных рынках. А административный ресурс государства был бы направлен на снижение зарубежных барьеров для российской продукции (в рамках либерализации внешней торговли, включая вступление в ВТО, развитие двусторонних и отраслевых связей). Это один из путей. Он успешно реализуется лидерами среди развивающихся стран. Прежде всего теми, которых Норберт Вальтер называет глобальными “нуворишами”.

Похоже, Россия никак не решится признать себя частью этой новой мировой силы. Сегодня союз государства и бизнеса нащупывается только в попытках защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции. Именно так ведет себя “старая Европа” перед лицом опасности со стороны “нуворишей”.