Конъюнктура: Учителя и ученики

Дискуссии о демократии в России проходят с завидной регулярностью. И часто мы слышим критику в свой адрес за неразвитость демократических институтов. Не так давно Госдеп США в очередной раз выразил свою обеспокоенность отсутствием демократии в России. А близкие к администрации США исследовательские структуры продолжают пугать нас неверным путем, по которому мы идем. Спору нет, назвать Россию полноценным демократическим обществом довольно сложно. Вот только бредем мы по этому ложному, как выясняется, пути далеко не в гордом одиночестве.

Уже давно понятно, что демократическое общество – идеальный веберовский тип, недостижимый в реальной практике даже в западных развитых странах. Слишком много его искажений мы наблюдаем у наших учителей. Нарушения прав и свобод, нечистоплотные технологии политических решений – все это встречается и в США. Можно напомнить только несколько последних эпизодов. Скандал с прослушиванием телефонных переговоров c санкции президента США Джорджа Буша. Дело лоббиста Абрамоффа, признавшегося, что занимался раздачей взяток представителям политической элиты США, пусть и более хитроумными способами, чем в России. (Кроме того, за деньги он устраивал встречи с президентом для иностранных политиков. Слухи о практике платных встреч с чиновниками постоянно бродят и по России – как мы видим, и в США такое бывает.) Новые полномочия спецслужб под лозунгами борьбы с терроризмом. Сценарий силового переворота в России под предлогом борьбы с национализмом часто обсуждается на Западе, а вот усиление собственных спецслужб такого волнения не вызывает. Не забывая ругать Россию за нарушение свободы слова, администрация США выдумывает новые формы контроля за коммуникативными пространствами. Министерство юстиции пытается в судебном порядке обязать Google предоставлять статистику поисковых запросов. Все мотивируется самыми благими намерениями – на этот раз борьбой с порнографией. Не раз всплывали истории об активной работе администрации американского президента с частными телеканалами, в том числе и по размещению нужных правительству сюжетов. Или взять видеокамеры, полностью опутавшие Лондон и ряд других западных городов – чем вам не “большой брат”, которым демократы первой волны любят пугать людей в России. Про секретные тюрьмы ЦРУ и напоминать, наверное, уже не надо. Как говорится, и эти люди запрещают нам ковырять в носу!

Демократия давно стала идеологическим оружием: очень удобно обвинять других в ее отсутствии и использовать это как способ давления. На самом деле отличия между странами не столько в уровне демократичности, сколько в степени эффективности элит. В США элиты понимают, что их собственное могущество напрямую связано с силой страны. Продвигая интересы государства, они сами становятся сильнее. Распространение демократии – это вовсе не мессианство, а эффективная технология доминирования. Наша элита пока не способна предложить экспортный товар похожего качества и стремится скорее к проеданию всех видов капитала, включая символический. Так что учиться нам нужно не сакральной демократии, а тому, как повысить качество государственного управления, сделав элиту голодной до национальных успехов. Которые могут достигаться любыми способами.