От редакции: Домик без мытарств

Многие из бесчисленных садовых участков, домиков и сельских подворий до сих пор не являются собственностью граждан. Такого рода владений в России, по данным Росстата, больше 37 млн. Главное препятствие к оформлению в собственность – бюрократическая волокита. Правительственный законопроект, который призван облегчить приватизацию, в конце прошлой недели принят Госдумой в первом чтении.

Для того чтобы приватизировать домик в деревне или садовом товариществе, горожанину нужно было собрать около 30 справок. Почти столько же бумаг требовалось для оформления дома в собственность и сельскому жителю. Без разрешения районного комитета по архитектуре на строительство (кто думал о них в 1990-е гг.?) местные власти, зависевшие от региональных, отказывались принимать документы. Другие чиновники не признавали распоряжения райисполкомов 30–40-летней давности и требовали новых документов. Надо было отстоять очередь, чтобы вызвать геодезиста для внесения участка в кадастр, затем – обмерщика бюро технической инвентаризации, наконец, сотрудников пожарного надзора и санэпидстанции, проверяющих или закрывающих глаза на правильность установки печной трубы в доме и деревянных удобств на участке. Для рядового подмосковного дачника приватизация обходилась в 50 000–70 000 руб. (вызов специалистов по официальным расценкам), два-три месяца в очередях и поездках, наконец, 1,5–2 года в ожидании. Процветает и неофициальное решение вопроса в течение двух-трех дней за плату (умеренную в медвежьих углах и заоблачную в престижных уголках). Стоимость таких услуг в 50–70 км от Москвы составляла в 2005 г. $100–200 за прохождение каждой инстанции.

Жители крупных городов, потеряв время, опускали руки. Селяне отказывались от приватизации по финансовым соображениям. А значит, миллионы людей не могут продать свои участки и дома, получить кредит под их залог, наконец, передать право собственности детям. Сложная процедура оформления собственности поставила в трудное положение и местные власти, которые, получив полномочия в ходе реформы самоуправления, не имеют средств для их реализации. Сейчас, по данным Центра фискальной политики, из-за незначительного числа собственников доля земельного налога в муниципальных доходах не превышает 2%, тогда как в развитых странах он составляет от 35% до 50% местных бюджетов.

Правительственный проект, по мнению его сторонников, убирает две ключевые преграды на пути приватизации домика в деревне – он запрещает чиновникам требовать разрешение на строительство и обязывает их принимать документы о выделении земли вне зависимости от их срока давности. Это не означает, что закон разрушит все барьеры на пути сельской приватизации. Критики подсчитали: горожане для оформления собственности должны получить 11 справок и заплатить от 20 000 до 30 000 руб., крестьяне – 17 справок и 35 000–40 000 руб. Однако сейчас намерения граждан приватизировать свои владения и муниципалитетов, заинтересованных получить реальные доходы от земельного налога, совпадают. А значит, оформление собственности в конце концов перестанет быть издевательством над гражданами и здравым смыслом.