От редакции: Без цвета и запаха

Сегодня пройдет заседание совета директоров “Газпрома”, на котором будет обсуждаться вопрос повышения цены газа для внутренних потребителей. О необходимости сблизить внешние и внутренние цены говорится давно. Этого в конце концов потребуют будущие партнеры по ВТО . Этого хочет “Газпром”. Этого хотят независимые поставщики (см. статью “Не социальный товар” на стр. А4), которые вынуждены ориентироваться на цену, установленную государством.

Но этого, конечно, не хотят потребители. Единовременная либерализация внутреннего рынка газа привела бы к резкому снижению конкурентоспособности промышленности. Вопрос политический, особенно в преддверии “проблемы 2008”.

Внутренний рынок для “Газпрома” – пасынок. Работать при цене $40 за 1000 куб. м невыгодно, газифицировать регионы за свой счет – тем более (на прошлой неделе в газификации было отказано Мурманской области). По мнению газовых чиновников, из-за того что тариф в 2006 г. был поднят лишь на 11%, поставка газа внутренним потребителям остается нерентабельной. Убытки, по их подсчетам, составят 9 млрд руб. Если цены не поднять, в 2007 г. убытки достигнут 11 млрд руб. Поэтому “Газпром” будет настаивать на 22%-ном росте в 2007–2008 гг. Инфляционный же эффект от поднятия тарифов, по мнению газовиков, сильно преувеличен. По подсчетам “Газпрома”, он составит лишь 0,6%, а не 1,5–1,6%, как считают в Минэкономразвития. Другое дело – экспорт. Внешние цены в разы превышают внутренние. В последнее время газовики поражают мир все новыми и новыми проектами экспортных трубопроводов – в Израиль, Германию, Китай.

Вопрос в том, чем наполнить трубу. Перспективы роста собственной добычи газа у “Газпрома” крайне туманны. По данным монополии, объем добычи газа в этом году составит 548 млрд куб. м, в 2005 г. было 547,9 млрд куб. м. Чтобы не допустить дефицита газа внутри страны и выполнить экспортные обязательства к 2010 г., российским поставщикам нужно будет резко увеличить предложение. Экспорт вырастет с нынешних 150 млрд куб. м до 180–190 млрд куб. м, а с 2011 г. Китаю обещаны еще 80 млрд куб. м.

При этом внутренний спрос будет скорее всего расти быстрее, чем на 1% в год, как рассчитывают в “Газпроме”. Глава Европейской энергетической компании Клод Мандиль в программной статье (см. “Ведомости”, 27.03.2006) оценивает необходимые ежегодные инвестиции “Газпрома” в добычу в $11 млрд – иначе ни о какой энергетической безопасности говорить не придется. “Газпром”, впрочем, утверждает, что со всеми стоящими перед ней вызовами компания справится.

Тем не менее аргументация “Газпрома” в вопросе внутренней цены типична для российских естественных монополий: нужно повысить тарифы, потому что у нас не хватает средств на инвестиции в инфраструктуру. Безусловно, как коммерческое предприятие “Газпром” имеет право на такую позицию. Но есть большие вопросы к “Газпрому” как государственному предприятию. Оно остается непрозрачным, а его расходы – непонятными не только для граждан как опосредованных акционеров, но и для многих менеджеров самой компании. Непонятные посредники в поставках газа на Украину; закупки материалов без конкурса; невероятно дорогостоящий газопровод с проблемной эффективностью “Голубой поток”; расходы на персонал, значительная часть которого трудится в непрофильных подразделениях – в частности, в купленных по политическим причинам СМИ; $142 млн на имиджевые расходы в год. И так далее, и тому подобное.

Можно только приветствовать реструктуризацию компании (ее план также будет сегодня рассмотрен на СД), задача которой – повысить прозрачность бизнеса. Когда станут видны истинные затраты “Газпрома”, от многих издержек можно будет избавиться. Вряд ли это высвободит средства, необходимые для инвестиций. Зато обосновывать повышение тарифов прозрачной и эффективной компании будет легче.