От редакции: Реактив Вьюгина

Снижение уровня инфляции названо важнейшей задачей работы правительства. И хотя премьер обещал наказывать министров за превышение запланированного уровня, эта высокая цель сама оказалась подвержена инфляции – усилия правительства все более напоминают кампанейщину вроде борьбы с “оборотнями” или дедовщиной. Активность выражается в сведении счетов между министрами и поиске виноватых – на кого б повесить лишние инфляционные проценты и навлечь, соответственно, гнев Кремля. Дискуссия об инфляции говорит только о том, что четкого понимания ее причин у правительства нет.

Вчера в инфляционную дискуссию вступил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Назвав макроэкономическую политику последних лет наихудшей со времен кризиса 1998 г., он предложил собственную, “безопасную”, концепцию макрорегулирования. По Вьюгину, прежде всего необходимо определить наиболее вероятную цену на нефть для ближайших 10 лет и исходя из этого прогноза рассчитать такой обменный курс, который позволил бы сбалансировать платежный баланс. Затем надо рассчитать уровень нейтрализации дополнительных доходов от нефти. Кроме этого Вьюгин предлагает пересмотреть и другие принципы формирования стабфонда. По его мнению, в него следует направлять все нефтяные доходы бюджета, а не только НДПИ и экспортную пошлину, а сам стабфонд надо разделить на резервный фонд и фонд будущих поколений. Объем резервного фонда должен быть таким, чтобы при падении цен на нефть покрыть 3–4-летний дефицит бюджета.

Рецепт Вьюгина вполне убедителен. Он позволяет достичь снижения уровня инфляции без укрепления курса рубля. Кроме того, подобные действия позволят навести порядок в бюджетных расходах и доходах. Сейчас далеко не все нефтяные сверхдоходы прячутся в стабфонд, в результате бюджет разбухает новыми расходами, обеспечиваемыми за счет конъюнктурно высокой цены на нефть: в 2006 г. это, например, нацпроекты (около 160 млрд руб.) и государственный инвестиционный фонд (69 млрд руб.). Это рискованно – в случае даже незначительного снижения цен на нефть прогнозируемый ненефтяной рост экономики расходной части бюджета не покроет. Корректировка цены отсечения по рецепту Вьюгина практически лишит правительство возможности наращивать расходы быстрее, чем растут ненефтяные доходы, тут-то и станет понятно, какие из госрасходов экономика потянуть в состоянии, а какие не имеют под собой финансового основания.

По реакции правительства на “безопасную” модель Олега Вьюгина можно будет оценить, насколько борьба с инфляцией действительно является приоритетом. Готова ли власть бороться с инфляцией в ущерб своим бюджетным аппетитам, все увеличивающимся с приближением “проблемы-2008”? Если популизм все же возобладает, то и борьба с инфляцией останется кампанией, не имеющей никакого отношения к реальности.