От редакции: Такая боль

Вчерашний вечер миллионов российских футбольных болельщиков был омрачен отсутствием трансляции матча Кубка УЕФА, в котором испанская “Севилья” принимала питерский “Зенит”. Показ не состоялся из-за конфликта между “Севильей” и испанским телеканалом Antena 3, которому принадлежат права на трансляцию домашних еврокубковых встреч этой команды. Суть конфликта такова: два года назад клуб “Севилья” создал свою телекомпанию, которая должна была выкупить у Antena 3 права на трансляции. Antena 3 выставила счет, который “ТВ Севилья” не устроил, и последняя обратилась в суд. Суд арестовал телеправа, и с тех пор домашних международных матчей испанского клуба не видит никто (по телевизору). Разбирательство все еще длится.

Этот маркетингово-судебный казус может оказаться актуальным и для российского чемпионата, который с каждым годом вызывает все больший интерес и – соответственно – привлекает все больше денег. Неделю назад Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ) разорвала контракт с Fedcom Media – эксклюзивным владельцем прав на телетрансляции чемпионата России по футболу. По мнению РФПЛ, Fedcom Media нарушила условия договора, задолжав примерно $1 млн. По мнению Fedcom Media, это неустойка за нарушение условий договора лигой – в ходе прошлого чемпионата на некоторых матчах размещалась реклама компаний – конкурентов эксклюзивных спонсоров чемпионата. Впрочем, контракт еще может быть спасен. Общее собрание руководителей клубов премьер-лиги рассмотрит вопрос во вторник.

Тем не менее вполне реален сценарий, при котором, например, Fedcom Media обратилась бы в суд, суд арестовал бы спорные права на время разбирательства – и российским болельщикам остались бы только стадионы. Пока оба участника спора говорят, что телезрители не пострадают. Однако телеканалы на данный момент имеют только устные договоренности с РФПЛ. В этом году матчи чемпионата должны показывать “Первый канал”, “РТР-Спорт” и спутниковый “Наш футбол” (система “НТВ-Плюс”).

По договору с Fedcom Media российские клубы должны получить в 2006 г. $15,5 млн. 40% этой суммы будет поделено между клубами поровну, 40% – в зависимости от места в предыдущем чемпионате и 20% – в зависимости от количества телетрансляций.

Fedcom Media покупает у РФПЛ коммерческие права и права на трансляцию. Fedcom 90% дохода получает от перепродажи коммерческих прав и лишь 10% – от продажи прав на трансляции. При этом футбол для телеканалов продукт все равно более дорогой, чем рейтинговые сериалы или реалити-шоу. Это условия, непредставимые еще каких-то три года назад. А в 1990-е вообще бывали ситуации, когда телеканалы требовали с клубов деньги за трансляцию. Сформировать пул из всех команд для коллективной продажи прав на трансляцию тогда было невозможно, самые именитые вроде “Спартака” сами продавали права. Преимущества пула в том, что на показ своих матчей могут рассчитывать даже аутсайдеры.

Тем не менее маркетинговые доходы российских клубов несопоставимы с западноевропейскими. Испанский “Реал”, например, получает от телетрансляций 88 млн евро в год. А реализация коммерческих прав клуба – это почти половина тех $276 млн, которые клуб выручил за сезон 2004–2005. Вся российская премьер-лига столько не зарабатывает. Разница объясняется двумя ключевыми факторами: низкой степенью насыщенности российского рекламного рынка и неразвитостью платного телевидения, которое не может составить конкуренцию общедоступным каналам.

Несмотря на растущую капитализацию российского футбола, экономические отношения в нем остаются серыми. Серым остается и маркетинг: пример тому – нынешний конфликт. Кроме “левых” рекламных щитов на стадионах непонятной остается политика РФПЛ, которая сначала отдала Fedcom Media эксклюзивные права без всякого конкурса, а затем попыталась отобрать их и продавать права сама. Дело еще в том, что клубы не воспринимают маркетинг как основной способ заработка – большинство принадлежат корпорациям, будь то коммерческие компании, государственные предприятия или областные власти. Это, в свою очередь, приводит к плановой убыточности клубов: они нужны корпорациям как лоббистский и имиджевый инструмент. Выполняя такую функцию, российский футбол никогда не выйдет на новый уровень развития.