От редакции: Шуточки в строю

Мы послушны и богобоязненны. Во всяком случае, как выяснили социологи накануне дня смеха, россияне не склонны иронизировать над властью и начальством и еще меньше хотели бы смеяться над вещами сакральными.

Исследованием предпочтительных объектов для шуток занимался “Левада-центр”. Выяснилось, что только 9% опрошенных могут позволить себе пошутить над руководителями страны (при этом 19% убеждены, что этого делать категорически нельзя), всего 1% готов шутить над официальными символами (гербы, флаги, портреты лидеров, слова и музыка гимнов, изображения правительственных зданий и т. п.) и 44% – ни в коем случае. Здесь мы, возможно, сталкиваемся с проявлением исторической памяти – еще не ушло поколение, представители которого за такие шуточки могли серьезно пострадать или отправиться в тюрьму.

Впрочем, возможно и другое толкование: россияне признают сакральный характер власти. А над святым у нас не шутят. Лишь 1% готов смеяться над святыми и пророками своей или любой другой религии; 70% отвергают эту возможность для своей религии и 61% – для чужой.

Поэтому весь вал смешных или не смешных, обидных или не очень шуток и розыгрышей обрушивается на товарищей по работе – 62%; на друзей и подруг – 89%. Старшим родственникам (25%) и начальникам (18%) в этом плане везет чуть больше.

ВЦИОМ решил узнать, кто из отечественных политиков обладает чувством юмора и над кем россияне хотели бы подшутить. Победил с большим отрывом Владимир Жириновский – 57% опрошенных признали его чувство юмора. На втором месте с 17% оказался Владимир Путин. Отмечены также Юрий Лужков (3%) и Анатолий Чубайс (2%), остальные оказались в зоне статистической погрешности (а ведь среди них такие мастера острой шутки, как Сергей Шойгу, Василий Шандыбин и Виктор Черномырдин). Треть респондентов затруднились назвать политика с чувством юмора. Подшутить россияне не прочь над теми же Жириновским (23%), Чубайсом (7%), Путиным (5%), Зюгановым, Лужковым, Хакамадой (по 2%). И почти две трети (58%) не смогли назвать политика, вызывающего желание пошутить.

Семнадцатипроцентное чувство юмора Владимира Путина – очевидный ориентир для остальных политиков. Русский народ не любит слишком остроумных правителей. Делу время – потехе час. В этом смысле у Владимира Жириновского сильный перелет, ему никогда не быть президентом. При этом ЛДПР еще долго будет думской партией с постоянным процентом избирателей – всегда есть люди, голосующие “для прикола”. Низкие показатели остальных политиков говорят прежде всего о том, что народ их мало видит и почти не знает.

Желание шутить над Жириновским тоже понятно – граждане несколько опрометчиво воспринимают его как “прикольного своего парня”. Чубайс вторым местом в этом рейтинге обязан, безусловно, цвету волос и своей роли в российских реформах. А вот 5% Путина должны насторожить российского президента – оппозиция поднимает голову (шутка).

На самом деле не поднимает. Ученые связывают происхождение смеха с игрой. Главная функция смеха – временное освобождение от ноши культуры (Бергсон, Фрейд). Наверное, мы не готовы временно освобождаться от нее – по крайней мере, в отношении к начальникам. Можно вспомнить и Маркса с его каноническим “человечество смеясь расстается со своим прошлым”. В устах политиков юмор – это либо символическое проявление господства над противником, либо желание понравиться избирателям, продемонстрировав умение освобождаться от норм культуры так же, как они, простые люди. Похоже, нашим политикам не удается внятно продемонстрировать свое символическое господство над противником. Смех – это сигнал, означающий, что поведение, агрессивное по форме, – на самом деле всего лишь игра. А у нас, значит, не игра.