Жизнь чиновника

С первым вице-премьером Дмитрием Анатольевичем Медведевым я знаком только по телевизору. Он в последнее время регулярно рассказывает мне (и другим телеизбирателям) про то, как выполняются в нашей стране приоритетные национальные проекты. Бывает так: посмотришь на человека – и ясно, что он живет в каком-то другом мире, что общего между вами только то, что вас, как и его, когда-то родила мать, а когда-нибудь вы оба обязательно умрете. Остальное – сплошные различия. Но с Медведевым не тот случай. Глядя, как он сидит в президиуме очередного заседания по нацпроектам рядом с президентом или встречается с местным активом по очередному приоритетному вопросу, я думаю, что вот и я, повернись жизнь иначе, мог бы оказаться на его месте или на похожем (это как Пушкин, извините за аналогию, рисовал повешенных друзей-декабристов и писал рядом: “И я бы мог, как шут”). И тогда мне кажется, что Медведеву должно быть неловко. Или это мне за него неловко.

С одной стороны, чего плохого он делает? Только хорошее: раздает деньги учителям, врачам, крестьянам и просто нуждающимся. Пусть что-то украдут по дороге, но что-то где-то, глядишь, и сработает. Какой-нибудь молодой сельхозпроизводитель вдруг получит жилье. А какой-нибудь учитель (врач) не уйдет в торговлю, а будет учить (лечить) детей. В пользу Медведева говорит и то, что не он эти нацпроекты придумал или по крайней мере провозгласил. Он честный исполнитель. Как идут дела с распределением участков под жилищное строительство? Плохо идут: закон о конкурсном распределении принят и в девяти случаях из десяти не выполняется. Честно. Еще честнее: “Не надо строить иллюзий – квартирный вопрос будет стоять всегда” – это с медведевского сайта rost.ru, посвященного национальным проектам. Откуда же тогда чувство неловкости?

Оттуда, что есть и другая сторона. Это само название “национальный проект”. Это постоянный гундеж по телевизору на приоритетную тему. Проще говоря, это замах национального масштаба. Между тем достаточно открыть, например, федеральную программу “Жилище”, небольшой частью которой является проект “Доступное жилье”, чтобы убедиться в том, что ничего такого грандиозного там не планируется. Например, “обеспеченность населения жильем” предполагается повысить в 2004–2010 гг. с 20 кв. м до 21,7 кв. м на человека. А “коэффициент доступности жилья” (соотношение средней стоимости 54-метровой квартиры и среднего годового дохода семьи из трех человек) – с 3,9 года в 2004 г. до 3 лет в 2010 г. Это я взял два первых показателя. Не факт, что и они будут выполнены, но факт, что бедные вряд ли почувствуют себя от этого сильно богаче. Или вот военные – сколько про это говорится (тут ведь и министр обороны еще постоянно беспокоится). Согласно той же программе только “семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел”, увольняемых в запас и имеющих право на получение жилья, зарегистрировано 327 423. Им обещано 75 705 жилищных сертификатов в среднем на миллион рублей каждый. Это меньше четверти нуждающихся. Это только зарегистрированных семей. Это до 2010 г. Это миллион, к которому сколько нужно добавить, чтобы купить жилье для семьи? Это все немного стыдно выглядит на фоне раздутого нацпроектного пиара. А то ли еще будет, если Медведев будет назначен преемником. Мне кажется, он не может этого не понимать. Отсюда и чувство неловкости.