От редакции: Жезл ужаса

Российские автолюбители в ближайшее время могут столкнуться с дополнительными проверками на дорогах. Право останавливать автомобили получат сотрудники новой структуры – дорожной милиции. О планах ее создания рассказал вчера замминистра внутренних дел Александр Чекалин. По его словам, мобильные милицейские группы из пяти-шести сотрудников (уполномоченный угрозыска, дознаватель, эксперт-криминалист и два-три бойца ОМОНа) будут контролировать обстановку на главных автотрассах.

Зачем на дорогах, где и так не покладая жезла трудятся более 80 000 работников дорожно-патрульной службы ГАИ, дополнительные сотрудники? По словам замминистра, цель их работы – борьба с возросшим количеством “подстав”, краж и разбоев на автострадах (в 2005 г., по данным МВД, на них совершено 17 000 преступлений). Проект создания новой службы, численность которой пока не определена, уже разрабатывается в МВД.

На первый взгляд создание службы быстрого реагирования можно приветствовать – сотрудники ДПС, как правило, заняты контролем (а чаще его имитацией) за безопасностью движения. Поэтому их помощь жертвам преступлений нередко запаздывает – барсеточники и грабители успевают скрыться до приезда стражей порядка.

Возможно, МВД решило использовать для борьбы с дорожной преступностью международный опыт. Во Франции помимо дорожной полиции за порядком на дорогах следят патрули жандармерии. В странах Балтии и в Грузии ДПС сократили в 2,5–3 раза. За счет освободившихся средств сотрудники получили достойную заработную плату, что радикально снизило коррупцию. Оставшиеся в наследство от СССР стационарные посты почти полностью заменили мобильные полицейские патрули, оснащенные мощными автомобилями, новейшей компьютерной техникой и базами данных правоохранительных органов. Теперь преступникам в этих странах трудно скрыться от стражей порядка. Компьютеры позволяют полицейским быстро узнать о прежних прегрешениях задержанного, а “Фольксвагены” с форсированными двигателями – нагнать беглецов.

Однако Чекалин ничего не сказал о реформе или сокращении ГАИ. По всей видимости, будущие мобильные патрули станут еще одной службой в рамках МВД, увеличив численность органов (сейчас в милиции работает 1,4 млн человек, но прошлогодний указ президента предписал сократить численность до 820 000). Похожая ситуация наблюдалась в 2003 г., когда была создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, работающая параллельно с антинаркотическими подразделениями МВД, что не намного приблизило победу над наркодилерами. Нередко две службы не координируют свою деятельность. Свежий пример – перестрелка на прошлой неделе в Нижнем Новгороде, в которой приняли участие сотрудники местного УБОПа и наркополицейские. Один человек погиб, другой был тяжело ранен.

Не исключено, что у дорожных патрулей не сложатся отношения с местной милицией. И тогда жертва трудно раскрываемого преступления рискует столкнуться с ситуацией, когда обе структуры будут перекидывать “висяк” соседям.

Впрочем, рядовых водителей сейчас будет волновать в основном финансовый вопрос. Присутствие на дороге сразу двух структур – ДПС и дорожной милиции – может увеличить объем взяток. А может и уменьшить – если они будут внимательно следить друг за другом. Пока, по оценкам фонда “Индем”, объем взяток на дорогах сокращается – с $368 млн до $183 млн за четыре года.