От редакции: Утопить в бумаге

Российским общественным организациям и некоммерческим объединениям (НКО) предстоит пройти тест на выживание. Вчера в силу вступили поправки в закон об НКО.

Раньше 500 000 отечественных НКО и 5000 представительств зарубежных объединений отчитывались только перед налоговой инспекцией о своей финансовой деятельности. Форма учета была несложной, ее мог заполнить и простой гражданин. Теперь НКО придется ежегодно сдавать в местные органы Федеральной регистрационной службы (ФРС) отчетность о 50 показателях своей работы в общей сложности на шести страницах. Сможет ли человек без бухгалтерских навыков и юридических знаний правильно указать сведения о “видах расходования средств”, “неосновном имуществе” и его использовании или “регулярно проводимой деятельности”? Особенно если в законе нет четкого понятия о ней. Зачем регистраторам знать об освещении деятельности НКО в средствах массовой информации и Интернете и персональные данные каждого руководителя?

Разобраться в новых документах будет непросто не только членам НКО, но и самим регистраторам – пока ФРС не успела выпустить методические рекомендации о порядке заполнения отчетности.

Представители ФРС, естественно, отвергают обвинения в политической направленности нововведений. Речь, конечно же, идет о надзоре за финансовой дисциплиной и законностью (о правдоподобии таких объяснений читайте редакционную статью вверху).

Почти 150 000 российских общественных организаций и раньше сдавали документы в две инстанции – отчеты налоговикам и сведения об изменениях в уставе и численности участников в ФРС. Однако и им придется заполнить три дополнительные страницы. По мнению экспертов, многим общественным организациям и НКО придется нанимать на временную работу бухгалтеров и юристов. Уровень административных расходов в общем объеме финансирования повысится с нынешних 5–7% до 10–14%. Многие НКО поставлены перед дилеммой: утонуть в море чернил или прекратить свою деятельность.

На подготовку новых документов (если обойтись без черновиков) уйдет около 3,5 млн листов бумаги. Чтобы переработать этот поток, потребуются новые чиновники. В начале 2005 г. ФРС насчитывала около 20 000 человек, в конце того же года – более 25 000, и вот к концу нынешнего ее пополнят еще 4000 сотрудников. Получится почти как у Хлестакова – 30 000 одних регистраторов. Может быть, государство борется таким образом с безработицей?

Действия российской власти в последние годы являются подтверждением второго принципа первого закона Паркинсона – одни чиновники работают ради занятости других. По данным Росстата, их численность за 2005 г. увеличилась на 11% и составила, по разным оценкам, от 1,5 млн до 1,7 млн человек, а расходы на госуправление в бюджете 2006 г. вырастут почти на 30%.