Царь трубы

Конечно, это пиар-акция, причем прекрасно рассчитанная, хоть в учебники ее суй: перед всем честным народом отец-президент учит уму-разуму исполнительных, но туповатых подчиненных, недальновидных поборников экономии средств государства, которым застит глаза сиюминутная выгода. А Владимир наш Владимирович, как орел, с высоты своего исключительного положения зрит в стратегическую даль, где видит, что для государства сегодня лишний миллиард долларов – ничто по сравнению с великим Байкалом, сохраненным для потомков.

Это на поверхности. Умные комментаторы открыли и поглубже пиар-пласт: оказывается, если б сохранился проект в прежнем виде, то у Байкала, самого большого в мире хранилища пресной воды, труба бы начала ложиться аккурат в марте 2008 г., т. е. в то самое время, когда Владимиру Путину надо было бы проводить через всенародное одобрение кандидатуру преемника. (Или если правда, что в Кремле по-прежнему существует “партия третьего срока”, которая имеет легкий доступ к уху президента и может склонить его к нарушению ныне действующей Конституции, то и в момент одобрения собственной кандидатуры.) Каков расчет кремлевских пиарщиков! Ну опять – хоть в учебник!

А зарубежные наблюдатели, воздавая должное пиар-сотрудникам в Кремле, обращают особое внимание на тот самый миллиард долларов: им кажется странным, как это в демократической в сущности России возможно, чтобы по мановению руки одного человека государство шло на такие совершенно незапланированные расходы.

Аршином, как говорится, общим не измерить! Это, по-моему, очередное проявление современной русской демократии, к которой можно относиться и ернически, но которую нельзя не признать эффективной, в смысле подлинной. Потому что спросите себя, например: вы были за трубу вдоль берега Байкала? Почти наверняка – против! А те даже, кто был за, на самом деле, в глубине души, тоже были против, а просто в силу должностных обязанностей или ложно понятных идей государственничества (как те недалекие подчиненные президента, которым получилась публичная выволочка) уговорили себя быть за. То есть президент на этом совещании просто выговорил общее мнение россиян, своих избирателей, единственных, перед кем он в ответе.

Да, честно говоря, и строителям это выгодно. Денег им добавится, плюс отступление от первоначального проекта – значит, все придется делать второпях и по новой: это сколько же ошибок можно будет списать на необходимость выполнять стратегический приказ! Должно быть, и некоторые игры с размером сметы и сроками исполнения останутся без наказания...

Может, у Путина вышло немного манерно и пафосно. Зато пафос этот уже никак не позволит трубе лечь вдоль Байкала: президент так мощно оперся в этом своем экологическом героизме на подспудные чаяния народа, что никакой аппаратной интригой историю вспять не вернуть. А мы-то знаем, что некоторые президентские инициативы аппарат успешно схоронил.