Статья опубликована в № 1605 от 03.05.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Прокурор за партой

От редакции: Прокурор за партой

Российские школьники страдают от насилия педагогов. Многим классам угрожают пожары и обрушение крыши. В целом ряде регионов лишь в половине школ ученики получают горячие завтраки и обеды. В Новгородской области в 20% школ нет канализации, в 50% – водопровода и центрального отопления. Даже после Беслана большинство образовательных учреждений не оборудованы тревожными кнопками, а охранники не имеют оружия. Родителей вынуждают доплачивать за обучение дочерей и сыновей, ремонт и охрану.

Так положение, сложившееся в российских школах, описано в представлении, направленном вчера заместителем генпрокурора Сергеем Фридинским на имя министра образования Андрея Фурсенко. Фридинский требует прекратить нарушения закона “Об образовании”, запрещающего школам пользоваться средствами “со стороны”.

Внимание прокуроров к проблеме, касающейся миллионов граждан, можно только приветствовать. Конечно, можно было высказаться и раньше. Но не так важно, почему интерес к школам обострился именно сейчас. Объясняется ли он желанием внести вклад в национальный проект, оказать давление на некоторых министров или защитить собственных детей. Важно, каким будет результат.

По данным Росстата, в феврале нынешнего года средняя зарплата в системе образования – менее 6000 руб. Это в 1,5 раза меньше среднего заработка по стране. Многие директора и учителя, рискуя попасть под уголовную ответственность, вынуждены просить деньги на ремонт, покупку учебников и мебели у родителей.

Прокурорское представление может привлечь внимание к болезненной проблеме углубления неравенства, которое закладывается уже на стадии зачисления в среднюю школу. Разительный контраст в уровне знаний в разных школах породил повышенный интерес родителей к гимназиям и лицеям с высоким качеством преподавания. По данным фонда “Индем”, 13% родителей готовы платить за поступление и обучение детей в такой школе. Взятки в системе среднего образования, по оценкам фонда, за 2001–2005 гг. выросли с $70 млн до $92 млн и занимают 8-е место (из 16) в рейтинге бытовой коррупции. Учителя и директора школ значительно отстают от первой тройки – преподавателей вузов ($598 млн), работников здравоохранения ($403 млн) и сотрудников военкоматов ($353 млн).

Дополнительные средства в рамках национального проекта “Образование” – 30 млрд руб. в 2006 г., более 50 млрд в 2007 г. и 67 млрд в 2008 г. – облегчат положение школ, но, по оценкам экспертов, вряд ли полностью решат их финансовые и материальные проблемы. Не смогут они и выровнять качество преподавания.

А значит, важно найти способ легализации родительской помощи школам, продумав ее механизм так, чтобы размер взноса не влиял на отношение к ученику. Механизм должен быть более справедливым, чем просто конкурс родительских кошельков. Один из возможных вариантов – предоставление образовательных кредитов с субсидированной ставкой для обучения школьников. Родители смогут выбирать, где учить своих детей – в местной школе или центральной гимназии. Кредитором может быть и государство, и специальные образовательные фонды, которые в России еще предстоит создать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать