От редакции: Рефлексия Европы

Завтра в Брюсселе будет решаться судьба двух еврокандидатов – Болгарии и Румынии. На первый взгляд вопрос частный, но дискуссии, которые разворачиваются в связи с ним, касаются судьбы “большой Европы” в целом.

На прошлой неделе канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что ЕС “должен определиться с тем, где находятся границы Европы”. Канцлер считает, что углубление интеграции сейчас важнее расширения ЕС, и она не одинока. Европарламент недавно высказался за то, чтобы ввести дополнительную интеграционную ступеньку между участием в “политике добрососедства” и полным членством в Евросоюзе.

Массовое расширение ЕС в 2004 г. готовилось едва ли не с момента распада Восточного блока и было, безусловно, политической идеей. К слову, Румыния и Болгария были уже тогда в числе соискателей, однако не удовлетворили некоторым требованиям. Теперь им будет еще труднее: эйфория от массового расширения прошла, и новым кандидатам придется тяжко. Экономические аргументы грозят окончательно затмить политические.

Недавний опрос общественного мнения в странах ЕС показал, что только 39% населения считают, что Евросоюз “движется в верном направлении”. В расширении европейцы видят причину безработицы, роста преступности, размывания европейской социальной модели.

Старожилам ЕС, вероятно, кажется, что государства-новички бурно растут за их счет: в 2005 г. экономика Латвии выросла на 10,2%, Эстонии – на 9,8%, Литвы – на 7,3%. Старая Европа не может похвастаться ничем подобным. Сравнительный анализ новобранцев, кандидатов и других догоняющих экономик, проведенный Венским институтом международных экономических исследований, показывает, что главный залог успеха новых членов – растущий экспорт при сокращающемся торговом дефиците, причем торговля идет в основном со странами ЕС (более 60% экспорта). На ниве экспорта новички успешно конкурируют с азиатскими странами. Причем доля услуг во внешней торговле новых членов ЕС вплотную приближается к показателю развитых стран (около 20%) и превышает аналогичные показатели всех догоняющих экономик кроме Индии.

Важнейшую роль в экономическом росте сыграли и достаточно быстрые изменения в структуре производства, а соответственно, и экспорта – старое промышленное производство замещалось более технологичным и менее ресурсоемким. Это еще не хайтек, но уже и не тяжелая промышленность.

Темпы экономического роста новобранцев ЕС незначительно отличаются от быстро развивающихся азиатских стран (без учета Китая и Индии). И хотя у кандидатов с ростом дела даже лучше, важно его качество. Экспорт качественно лучше у тех стран, у которых активно трансформируется структура экономики, что, в свою очередь, зависит от потока иностранных инвестиций, с которыми у новых членов ЕС дела обстоят значительно лучше, чем у кандидатов. Эксперты венского института приводят ряд параметров, по которым в действительности приходится конкурировать развивающимся странам в борьбе за иностранные инвестиции: развитость инфраструктуры, легкость ведения бизнеса, экономическая свобода и уровень коррупции. По всем этим показателям кандидаты значительно отстают от недавно вступивших в ЕС стран. Еще труднее придется Украине, которой пока рано мечтать даже о статусе кандидата.

Экономические обоснования неготовности кандидатов ложатся на общий негативный для них политический фон. Европа пытается отрефлексировать свое нынешнее состояние. За год после краха европейской конституции интеграционная идея подверглась новым испытаниям: миграционные проблемы привели к ужесточению законодательства в ряде стран, в экономике же наблюдалось усиление протекционизма. Между тем в конституционном процессе никаких прорывов не случилось. Именно конституцией Европы намерена в первую очередь заниматься Ангела Меркель на посту председателя ЕС.