От редакции: Цвета клуба

В минувший четверг Владимир Путин встретился с активом молодежного движения “Наши”, а в пятницу – с юношеской сборной России по футболу, выигравшей чемпионат Европы в своей возрастной группе. Это символическое совпадение. Российская партийная система после перехода на пропорциональную систему выборов стала напоминать чемпионат страны по какому-нибудь командному виду спорта. Чемпионат этот проходит сейчас интереснейшую стадию развития, в ходе которой партии-клубы формируют свои юниорские команды.

На прошлой неделе учреждены сразу три – молодежное крыло касьяновского Народно-демократического союза, “Преемники” Демократической партии России и, наконец, Молодежная общественная палата (МОП), в которую вошли представители разных партий в надежде на диалог с властью. МОП теоретически могла бы стать чем-то вроде юниорской лиги, как и придуманная “Молодой гвардией” Московская молодежная дума. Пока легитимной юниорской лиги в стране нет, но претендентов на игру в ней уже много. У “Единой России” есть и “Наши”, и “Молодая гвардия”, и “Россия молодая”, и лужковская “Гражданская смена”. У коммунистов – Союз коммунистической молодежи. Молодежные крылья есть у “Родины”, у правых и у “Яблока”.

В футбольных клубах юношеская команда – стратегический резерв. Лучшие собственные воспитанники должны в будущем попасть в основной состав и приумножить славу клуба. Остальных продадут. В партиях пока преобладает второй подход, тактический. Политики в лучшем случае понимают, что молодежная организация – это продукт, который можно продавать (добавленную стоимость создают возможности для проведения публичных акций, полевой работы на выборах и т. п.). В худшем случае – просто видят, что на рынке образовалась целая ниша и нужно захватить ее часть, иначе будет поздно. Что с этим делать – потом разберемся.

Эта ситуация плоха тем, что реального воспитания резерва не происходит. Молодежных тренеров мало, а те, что есть, – низкой квалификации. Мотивация строится по-прежнему на деньгах и карьерных обещаниях – а это очень уязвимый метод.

Перемены в руководстве партии или в составе ее спонсоров сразу вызывают организационный хаос и дефицит финансов в молодежном крыле. Идеологическая мотивация – главная при подготовке резерва – практически отсутствует или формулируется безграмотно. В результате не приходится говорить о каком-либо “клубном патриотизме”. Так что работать есть над чем. Юношеские команды есть у любого уважающего себя футбольного клуба. Российские партии до последнего времени пренебрегали этой частью структуры. Можно сказать, что партии формировались на основе имеющихся на трансферном рынке игроков, причем богатые партии могли перекупать хороших, а бедным доставались игроки в основном из второй и третьей лиги.

Но в высшей лиге российской политики на днях ввели совершенно футбольное правило, запрещающее игрокам переходить из одной фракции в другую (“трансферные окна”, существующие в футбольном календаре, в партийном больше не предусмотрены). Может быть, это поможет идейному взрослению политиков.

Недостаток политграмотности фиксируется социологами. Опрос “Левада-центра” прошлой осенью показал, что 37% молодежи от 18 до 24 лет ничего не знают о молодежных организациях, а 82% не разделяют целей и задач каких-либо из этих движений. Свежий (18 мая) электоральный мониторинг фонда “Общественное мнение” свидетельствует о том, что на вероятных выборах в Думу от людей возраста 18–35 лет 29% получила бы “Единая Россия”, 7% – ЛДПР, 3% – КПРФ, остальные партии от 0 до 2%. При этом 7% проголосовали бы против всех, 23% не пошли на выборы, 27% затрудняются определить партийные симпатии.