От редакции: Перетягивание каната

Позиции России на грядущей встрече G8 в Петербурге во многом будут зависеть от удачи переговоров на саммите Россия – ЕС, который в четверг пройдет в Сочи. Подготовка к G8 все больше напоминает артподготовку. А после выступления Дика Чейни в Вильнюсе с резкой критикой политики Путина стало очевидно, что российское председательство в “восьмерке” не пройдет так уж гладко. Но у России есть шанс склонить Европу на свою сторону и избежать появления на саммите G8 единой антироссийской коалиции.

В Сочи будет обсуждаться новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и, как водится, проблемы энергетической безопасности. Последняя тема – ключ к европейским беспокойствам по поводу экономики России. В новом докладе Европейского банка реконструкции и развития говорится о дальнейшем снижении темпов экономического роста в Восточной Европе. По прогнозам ЕБРР, в 2006 г. рост в регионе составит 5,3% против 5,6% в 2005 г. и 6,7% в 2004-м. Юго-Восточная и Центральная Европа, как и страны Балтии, хоть и незначительно, но превзойдет свой прошлогодний рост. А значит, причина снижения темпов кроется в экономике СНГ (в 2006 г. аналитики ожидают роста лишь в 5,7% против 6,6% в 2005 г.) и, в частности, России (5,5% против 6,4%). Проблемы у тех и других общие – растущие цены на нефть и газ. Развивающиеся страны СНГ вынуждены тратить на энергоресурсы все больше денег, а Россия из-за растущей экспортной выручки не проводит необходимых экономике реформ. Впрочем, в ЕБРР называют и другую причину замораживания реформ – предстоящие президентские выборы.

Российские реформы необходимы не только России, но и Европе. Как видно из доклада ЕБРР, снижение темпов экономического роста в СНГ приводит и к замедлению роста в Европе. Ранее эксперты Организации экономического сотрудничества и развития высказывали свои опасения по поводу снижения роста инвестиций в российскую нефтегазовую отрасль и, соответственно, замедления роста добычи. Эта тенденция легла в основу всех критических замечаний европейских и международных институтов, озабоченных тем, что Россия вскоре не сможет обеспечивать Европу нефтью и газом в необходимых объемах. Вчера о снижении темпа роста нефтегазового сектора на слушаниях в Госдуме говорил и замминистра финансов Сергей Шаталов – в последние годы эта отрасль растет на 1–2% в год. Если снижение темпов роста российской экономики влияет в основном лишь на Восточную Европу, то проблемы с поставкой российского газа приведут к спаду экономики всей Европы. Но дело не только в Европе. Эксперты ОЭСР, например, считают, что единственный путь к диверсификации российской экономики – наращивание экспорта нефти и газа.

На базе экономической взаимозависимости Европа и Россия вполне могли бы достичь компромисса, и G8 не станет ни для кого мучением. Такого исхода и ожидала Россия, когда объявляла энергетическую безопасность главной темой саммита, но переборщила с артподготовкой. Теперь выпады со стороны США, которые напрямую никак не зависят от российского газа, возвращают Россию на путь переговоров с Европой. До Китая еще трубу тянуть и тянуть, а из Европы нефтедоллары идут всегда.