От редакции: Сапоги и пуанты

В декабре 2005 г. министр обороны Сергей Иванов заметил, что в России слишком много освобожденных от службы “талантливых танцоров и балалаечников”. Дума восприняла это как руководство к действию. До конца весенней сессии депутаты намерены одобрить законопроект об уменьшении числа отсрочек от воинской обязанности. Его нынешняя редакция, принятая в марте в первом чтении, предусматривает резкое снижение квоты освобождений от призыва для молодых дарований.

Сейчас молодые артисты балета и цирка, чье искусство получило международное признание, освобождены от призыва в армию по специальному соглашению между Минкультом и Минобороны. Но уже будущей осенью – в случае принятия закона – они могут получить повестки. Шансов на отсрочку по здоровью у танцоров и акробатов нет – в противном случае они будут немедленно отчислены из труппы.

В Госдуме и Минобороны говорят, что сокращение числа отсрочек для молодых талантов – вопрос решенный. Они ссылаются на то, что знаменитые актеры прошлого Георгий Юматов и Иннокентий Смоктуновский воевали в Великую Отечественную, а Федор Бондарчук и Степан Михалков служили срочную относительно недавно. И уверяют, что новый актерский призыв не вызовет катастрофического падения уровня национального балета и музыки. Часть освобождений для юных дарований сохранят. Остальные пополнят ряды армейских и флотских ансамблей песни и пляски и, по мнению военных и депутатов, за год службы не растеряют своей квалификации. Может быть, отмена отсрочек позволит серьезно пополнить армейские ряды и повысит боеспособность армии? В прошлом году, как сообщили “Ведомостям” в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии (ФАКК), освобождение от службы получили 800 артистов, этого явно недостаточно для того, чтобы восполнить дефицит призывников, который колебался в последние годы от 20 000 до 30 000 человек. Кроме того, актерские отсрочки – вовсе не синекура, как полагают генералы и депутаты. Освобождение, по данным ФАКК, получили только молодые исполнители, удостоенные дипломов и других наград международных конкурсов.

Вызывает сомнения и вероятность сохранения творческой квалификации в армейских и флотских казармах. Ежедневные многочасовые тренировки, особый режим питания и даже обувь – непременные условия для дальнейшего творческого роста. 22-летний артист кордебалета Большого театра Денис Савин, который успел исполнить главные партии в балетах “Ромео и Джульетта” и “Болт”, поясняет: необходима по меньшей мере полуторачасовая тренировка на станке ежедневно и дополнительная – для каждого спектакля. Предположим, что ошибка или злая воля военкома не отправят этих новобранцев в дальний гарнизон, где кирзовые сапоги и злобные “деды” сразу поставят крест на их будущей карьере. Но, по мнению артистов балета и преподавателей Московской хореографической академии, пляски во флотском или армейском ансамбле далеки от классического балета так же, как художественная гимнастика от подтанцовок на сцене. Профессиональные навыки будут безвозвратно утрачены уже через несколько недель, утверждают балетмейстеры.

А значит, потеряны будут не только сотни тысяч рублей, в которые обходится восьмилетнее обучение в хореографических училищах. И не отдельные люди с искалеченной судьбой, опыт которых может вызвать повальное бегство талантов из страны. “Самые талантливые, самые состоявшиеся молодые люди просто уедут за границу, понимая, что ставится под удар цель их жизни”, – считает министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов. Потеря окажется не менее чувствительной, чем потеря месторождений нефти, газа и других природных богатств. Ближайший армейский призыв может отправить в небытие традиционный предмет национальной (а значит, и государственной) гордости – российский балет и музыку. Кто же будет в тяжелые дни танцевать “Лебединое озеро”, если сотрется старая запись?