От редакции: Объект заботы

Представляя на прошедшей неделе меры поддержки малого бизнеса, министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что его министерство изучает западный опыт борьбы с монополизмом крупных торговых сетей. Министр предположил, что отдельные меры могут быть введены и в России – например, запрет на торговлю после 18–19 часов и запрет строительства супермаркетов в небольших населенных пунктах.

В развитых странах Европы и в США есть законодательные нормы, призванные поддержать традиционные виды мелкорозничной торговли. В частности, в США в города с населением менее 40 000 человек не допускается сеть Wal-Mart. У супермаркетов довольно много врагов. На днях исследователи из Университета штата Пенсильвания опубликовали в журнале Social Science Quarterly статью, в которой доказывают, что глобальная экспансия Wal-Mart способствует распространению бедности. По их данным, в тех округах США, где Wal-Mart открыла свои магазины, вдвое по сравнению с общенациональным уровнем выросло число людей, обращающихся к властям за продовольственной помощью. Появление супермаркетов ведет к закрытию местных магазинов и негативно влияет на всю бизнес-цепочку, которая обслуживала торговцев. Низкие цены Wal-Mart, как пишет SSQ, достигаются, с одной стороны, за счет оптовых закупок у поставщиков, а с другой – за счет поддержания низкого уровня зарплат сотрудников.

Интерес Минэкономразвития к сфере торговли оправдан: 47% рабочих мест на малых предприятиях создается в оптовой и розничной торговле и сфере услуг. Именно на эти отрасли приходится более 72% оборота малых компаний. Однако конкуренция с крупными монополистами не является главной проблемой малых предпринимателей в России. По данным исследования, проведенного в 2005 г. “ОПОРой России” совместно с ВЦИОМ, малый бизнес больше боится ухудшения общеэкономической ситуации, недоволен качеством правовой защиты, уровнем коррупции, дорогой арендой. Что касается конкуренции, то, по данным исследования, доступ на рынки бывает затруднен главным образом из-за действий чиновников, защищающих подшефные компании.

Примерно в одинаковой степени мешают доступу на отдельные рынки администрация региона (20,1%), крупные компании-монополисты (24,1%), администрация города или населенного пункта (20,2%). Криминальные группировки оказались на последнем месте (5%), а правоохранительные органы – чуть выше (9%). Самым “протектированным” оказался рынок строительства. Действуя по этим направлениям, и можно попытаться увеличить занятость в малом бизнесе с нынешних 22% до 40% к 2010 г. – как того хочет Герман Греф.

Тем не менее и о глобализации забывать не стоит. Россия на пороге ВТО. Считается, что малые предприятия ориентированы в основном на внутренний рынок и либерализация международной торговли мало чем им грозит. Но исследование ИКЦ “Бизнес-Тезаурус” показывает, что угрозы есть: в первую очередь это снижение конкурентоспособности (из-за появления зарубежных конкурентов и возможного повышения производственных издержек при либерализации внутренних цен на энергоресурсы) и увеличение налогового бремени (его возможное перераспределение из-за отмены экспортных пошлин). Встречать новые угрозы хорошо бы во всеоружии. Именно так поступали страны Восточной Европы – Чехия, Польша, Венгрия, где малый бизнес за короткое время перед вступлением в ВТО вырастал невиданными темпами, достигая вполне “развитого” показателя в 70–90% от общего числа предприятий. После чего доля стабилизировалась или немного снижалась. Россия сильно отстает. Из 2,2 млн зарегистрированных юридических лиц малые предприятия составляют 44%, что в два раза меньше показателей развитых стран.