Статья опубликована в № 1624 от 31.05.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Сэндвич с нефтью

От редакции: Сэндвич с нефтью

Изобретенному журналом Economist “индексу биг-мака” и порожденной этим индексом науке бургономике исполнилось 20 лет. Почти столько же времени прошло со знаковой встречи министров финансов стран “пятерки” – в 1985 г., когда американцам удалось уговорить центральные банки ведущих экономик мира примириться с девальвацией доллара относительно основных валют. Занижение национальных валют всегда беспокоило США, и если 20 лет назад девальвация доллара была необходима из-за заниженного курса иены и нарастающего дефицита торгового баланса США с Японией, то сегодня американские власти нервничают из-за Китая: по мнению сенаторов, именно дешевизна юаня – причина катастрофического дефицита платежного баланса США, а саму дешевизну китайской валюты они считают результатом махинаций с обменным курсом.

По бургономическим данным, юань действительно самая недооцененная валюта в мире – биг-мак в Китае стоит 10,5 юаня при официальном обменном курсе 8,03 юаня за доллар. Так что в Пекине можно съесть самый дешевый гамбургер в мире – он будет стоить лишь $1,31 (в США – $3,1). Выходит, что юань недооценен по отношению к доллару на 58%, и реальный обменный курс должен составлять 3,39 юаня за доллар. С рублем та же история – по бигмаковской мерке он должен весить на 43% больше: в России биг-мак стоит 48 руб., что при текущем обменном курсе составляет $1,77. Справедливый же “биг-мак курс” – 15,5 руб. за доллар.

Несмотря на юбилейное настроение, редакторы Economist предупреждают – к бургономике не стоит относиться слишком серьезно. Из полушутливой иллюстрации теории покупательной способности он за 20 лет превратился в инструмент, к которому любят обращаться политики. Сэндвич, конечно, удобен для сравнения – он производится в 120 странах, причем из местных продуктов. Но его цена определяется множеством факторов: стоимостью аренды, размером налогов, маркетинговой политикой компании McDonald’s, так что определять покупательную способность исключительно с помощью биг-мака неправильно.

Economist отмечает, что наиболее применим этот индекс к валютам стран со схожим уровнем жизни. Но российские посетители McDonald’s значительно беднее американских. По данным Росстата, на начало года средняя зарплата россиянина составляла 9135 руб., а, по официальным американским данным, средний заработок в США – $2260 в месяц. Если обратиться к бургономике, то получится, что усредненный американец может купить 729 гамбургеров в месяц, а россиянин почти в четыре раза меньше – 190.

Гамбургер россиянину обходится все же дороже, чем американцу, что не мешает сети McDonald’s продавать в России более миллиона биг-маков ежемесячно. Не мешают различия в уровне жизни и реальной оценке национальной валюты. Большинство российских аналитиков согласны, что рубль недооценен. Глава ФРС Олег Вьюгин оценивал реальный обменный курс как раз в 15 руб. за доллар – справедливый “биг-мак курс” отличается от этой оценки лишь на 50 коп.

Рубль будет крепчать в любом случае. В рамках борьбы с инфляцией правительство пошло на укрепление рубля – правда, согласно уточненному сценарию развития России менее 26 руб. за доллар до 2009 г. давать не будут. Это и понятно – политика укрепления рубля вызывает много дискуссий: помимо позитивных изменений (стимуляция импорта и внутреннего потребления) дорогой рубль приведет к значительным потерям экспортеров. В терминах бургономики это означает, что, продав баррель российской нефти Urals ($65) и получив рубли по сегодняшнему курсу, можно купить 37 биг-маков, а при курсе 15 руб. за доллар – только 21. Если учесть, что на энергоносители приходится более 50% российского экспорта, то очевидно, что дешевый рубль выгоден не только нефтяникам, но и продавцам биг-маков. Напомним еще, что Япония, 20 лет назад укрепившая иену относительно доллара, сильно пострадала от этого – рост экономики замедлился, а потом и вовсе замер.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать