От редакции: Свой суд

На встрече с главами высших российских судов, чиновниками администрации президента и правоохранительных органов докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по юридическим вопросам Эрик Юргенс призвал сократить число жалоб на Россию в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главные причины обращений в Страсбург – неисполнение судебных решений, волокита, незаконное содержание под стражей и бесчеловечные условия в местах заключения. Россияне с 1999 по 2005 г. отправили в Страсбург почти 81 000 заявлений. И хотя из 45 000 зарегистрированных жалоб к производству было принято только 1036, представитель ПАСЕ считает, что, если число исков граждан к России останется на нынешнем уровне, ЕСПЧ может “захлебнуться”.

Перспектива вполне реальная благодаря растущему “обороту” российского правосудия. По данным судебного департамента при Верховном суде, в прошлом году российские служители Фемиды оправдали всего 8200 человек из 1,2 млн подсудимых. К реальным срокам заключения приговорено 306 800 человек – на 50 000 больше, чем в 2004-м. В 2004 г. судьи удовлетворили 91% из 230 000 ходатайств о предварительном содержании обвиняемых под стражей, в 2005 г. – 91,4% из 284 000. Расходы федерального бюджета на служителей Фемиды выросли за 2002–2005 гг. почти в три раза – с 11,8 млрд руб. до 30 млрд руб., в 2007 г. достигнут 42 млрд, а людям все не нравится.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель намерен решить проблему качества отечественного правосудия радикально. Вчера он призвал россиян не обращаться в Страсбургский суд и не надеяться на Европейскую конвенцию о правах человека. “Нам нечего ездить в Европу наши проблемы решать. Мы совсем другое государство, у нас другие исторические взаимоотношения”, – заявил Россель, заставив вспомнить крылатое выражение покойного генерала Лебедя: “Хватит ходить туда [в Европу], как козлы за морковкой!” И предложил создать в Екатеринбурге альтернативу ЕСПЧ – Евразийский суд. На какие страны распространится компетенция нового суда? Чем будут руководствоваться его судьи, если единой евразийской правовой доктрины пока нет, – законами Хаммурапи, “Правдой Ярославичей”, “Рухнамой” туркменбаши или “понятиями”, губернатор не уточнил. Источники “Ведомостей” в высших судах называют его инициативу “бредом” и “юридическим нонсенсом”. Однако понять Росселя можно – если обращения в ЕСПЧ прекратятся, наши чиновники освободятся не только от неприятной обязанности платить по его решениям. Дело в том, что при беспристрастном судействе они терпят разгромное поражение в спорах со своими гражданами – из 105 дел, рассмотренных по существу, государство проиграло 103.

Инициатива Росселя выглядит неслучайной. Среди части российской элиты сейчас популярен тезис об ошибочности сближения с Западом. Свердловский губернатор, очевидно, стремится следовать моде. Но желание вывести Россию из-под юрисдикции Страсбургского суда вредно, уверен глава думского комитета по уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников. Международная изоляция может поставить крест не только на планах модернизации российской промышленности. Люди, лишенные последней надежды на справедливое рассмотрение их жалобы в суде, могут перейти к более радикальным формам протеста.