От редакции: Рулевые пятого колеса

Местное самоуправление – фундамент любого государства. Это та власть, которую знают в лицо, она действует в человеческом масштабе. Поэтому создание Всероссийского союза местного самоуправления можно только приветствовать.

Важно при этом понять – каковы перспективы нового российского “земства” стать самостоятельной силой. По идее, местные руководители должны зависеть только от воли местных жителей. Полномочия муниципалитетов в большинстве стран обеспечены средствами за счет местных налогов и ограничены законами от произвола вышестоящих властей. Мэры и муниципальные собрания определяют размер местных налогов на землю и недвижимость, решают транспортные и жилищные проблемы.

Попытки создать местное самоуправление в России всегда приветствовались, но практически никогда по-настоящему не реализовывались. Земская реформа XIX в., едва начавшись, была практически свернута в 1880–1890-х гг., когда решения земств (их полномочия схожи с муниципальными) стали вступать в силу только после разрешения губернатора или министра внутренних дел. Некоторые земские деятели горестно называли себя “пятым колесом” в карете российского государства. “Правительство на следующий день после введения земства стало систематически стеснять и ограничивать его. Всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством”, – писал лидер большевиков Владимир Ленин.

В постсоветской России авторы реформы самоуправления во главе с бывшим заместителем главы кремлевской администрации Дмитрием Козаком намеревались создать полноценную местную власть по лучшим образцам. Принятый в октябре 2003 г. закон № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления” (МСУ) расширял полномочия сельсоветов и горадминистраций. Но финансовой независимости местный уровень так и не получил. По данным экспертов Центра фискальной политики, сейчас бюджеты более 80% из 25 000 муниципальных образований России нуждаются в дотациях. После появления президентских инициатив сентября 2004 г. началось ограничение самостоятельности выборных органов власти.

Сначала в закон о МСУ внесли поправки, позволяющие местным депутатам заменить всеобщие выборы мэра приглашением наемного менеджера, при обсуждении кандидатуры которого значительную роль играет мнение региональной администрации. Затем губернаторы и заксобрания получили право откладывать вступление 131-го закона в силу на три года. Они также могут выбирать – позволять муниципалитетам учреждать местные налоги, решать проблемы строительства и вопросы предоставления земли или до 2009 г. ограничить сферу их компетенции только вывозом мусора и организацией досуга пожилых людей. Некоторые регионы пошли еще дальше – на днях Мосгордума внесла поправки в закон о МСУ в Москве. Столичные муниципалитеты лишились права согласовывать планы строительства на территории своего района. Все как 120 лет назад.

Сокращение компетенции местной власти может привести к тому, что жители утеряют интерес к выборам мэров и муниципальных собраний. Это, конечно, может удовлетворить амбиции губернаторов, которые считают подчинение мэров и сельских старост компенсацией за утрату выборного статуса. Но пойдет ли ограничение прав местного самоуправления на пользу государству? Если выделять деньги и руководить строительством “школ, бань и канализаций”, как недавно выразился президент, будут из Москвы или областного центра, то недовольство жителей провинции за холод в квартирах и плохие дороги будет адресовано не сити-менеджеру, а губернатору и Кремлю.