От редакции: Четыре глаза

Отставка Владимира Устинова и появившиеся в связи с ней слухи о возможном реформировании Генпрокуратуры – хороший повод задуматься о роли этого института в российской правовой системе.

Нынешние полномочия российская Генпрокуратура получила в сталинские

1930-е гг. В большинстве развитых стран прокуроры играют одну, максимум две роли. У отечественной прокуратуры – четыре функции.

В области следствия прокуратура – первая среди равных. Ее сотрудники возбуждают и расследуют уголовные дела по 95 статьям Уголовного кодекса. Для сравнения: в ведении милиции – 94 статьи УК, ФСБ –18, наконец, у Госнаркоконтроля – 8. Но приоритет обеспечивается не арифметикой. Именно прокуратура решает вопрос о передаче дела одной из структур, если Уголовно-процессуальный кодекс не дает четкого ответа о ведомственной принадлежности или если подсудимому предъявлено обвинение сразу по нескольким статьям УК. Прерогатива вовсе не лишняя, если учесть, что компетенции прокуратуры, ФСБ, МВД и наркоконтролеров в некоторых случаях пересекаются. Наконец, именно прокуратура расследует дела сотрудников силовых структур.

Прокурорское следствие существует не только в России – прокуратура вела громкие дела о коррупции в Италии. Право возбуждать и расследовать уголовные дела по некоторым статьям имеют также британские прокуроры. Но разница в том, что в России за законностью прокурорского следствия следят прокуроры, тогда как в Италии и Великобритании – суды. В дореволюционной России прокуратура только надзирала за законностью следствия. В нынешней России “око государево” следит не только за следствием по уголовным делам, но и за законностью постановлений и распоряжений органов законодательной и исполнительной власти. Она не может оспорить только федеральные законы и региональные конституции и уставы, так как не имеет права обращаться в Конституционный суд. Итак, полномочий пока три – следствие, надзор за следствием, надзор за соблюдением законодательства. Отметим, что бразильская прокуратура, у которой набор полномочий почти как у российской, не имеет права расследовать уголовные дела, которые она возбудила.

Четвертая сфера компетенции российской прокуратуры – поддержка обвинения в суде в уголовном процессе и участие в рассмотрении гражданских споров, если они затрагивают интересы государства или лиц, не способных защитить свои интересы. Это – главная роль прокуратуры в большинстве стран мира.

Огромные полномочия делают прокуратуру в России практически не подотчетной обществу карающей десницей, а ее главу – серьезной политической фигурой (иногда более, иногда менее зависимую от главы государства). Традиционалисты утверждают, что Россия должна следовать своим путем и сохранить полномочия прокуратуры. Однако большинство правоведов настаивают как минимум на изъятии следствия из ее ведения. Такую реформу намеревался провести в 2001–2002 гг. Дмитрий Козак. Но Владимиру Устинову удалось отразить покушения на свое ведомство.