От редакции: Игра на деньги

Шесть процентов россиян верят, что сборная нашей страны выиграет чемпионат мира по футболу в Германии, открывающийся 9 июня; 10% отдают первенство Бразилии, 4% – хозяевам турнира. Этот удивительный результат, полученный “Левада-центром” (сборная России не попала в финальную часть чемпионата), вероятно, свидетельствует о крепости веры в победу.

Те, кто осведомлен лучше, просто не будут смотреть футбольные трансляции – согласно данным опроса, интерес к чемпионату в Германии сократился примерно на треть по сравнению с чемпионатом Европы двухлетней давности, в котором наша сборная участвовала.

Победа национальной сборной, как и количество работников, отвлекающихся на футбольные трансляции, – лишь два из множества факторов, влияющих на экономику страны. Экономисты давно пытаются вычислить влияние таких соревнований, как чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры, на экономику. Результаты противоречивы.

По данным исследования HSBC Securities, охватывающего период с 1996 г. по настоящее время, в развитых странах, в которых проходили чемпионаты мира по футболу, местный фондовый рынок в течение полугода перед турниром рос на 9% быстрее среднемирового показателя. Экономисты ABN Amro в этом году представили очередной доклад “Футболономика” (выпускается в годы чемпионатов мира и Европы), в котором утверждают, что победа ускорит рост ВВП страны-победителя на 0,7%, а если кубок останется в Европе, эффект распространится на всю еврозону. Главная и вечная задача подобных исследований – попытаться понять, насколько мероприятие полезно для экономики принимающей страны.

Германский институт экономических исследований (DIW) выпустил доклад, в котором сводит воедино все хлебные ожидания. С 9 июня по 9 июля в Германии пройдет 64 матча в 12 городах. Предполагается, что будет продано 3,3 млн билетов. Немецкие власти ожидают увеличения потока приезжих и оценивают его в 5 млн дополнительных суточных размещений; FIFA прогнозирует прибытие около 1 млн иностранных туристов.

Помимо доходов, которые принесут иностранцы, ожидается увеличение внутреннего потребления и инвестиций. Аналитики DIW подсчитали, что максимально возможный эффект от чемпионата составит 7,8 млрд евро – туристы оставят в стране около 1,8 млрд и инвестиций наберется на 6 млрд.

Оптимисты верят, что чемпионат простимулирует деловую активность и внутренний спрос. По подсчетам одного из спонсоров чемпионата – немецкого Postbank, эффект достигнет 9–10 млрд евро. Но эксперты DIW полагают, что эти надежды иллюзорны. Все инвестиции, связанные с мероприятием, уже произведены – 6 млрд евро были вложены в инфраструктуру на протяжении нескольких последних лет, но на общую картину повлиять не могли: лишь в прошлом году общий объем инвестиций в Германии составил 384 млрд евро. DIW заключает, что ЧМ – это капля в море сервисной экономики.

Для Германии, может быть, и капля. А вот для России такие вливания могли бы оказаться настоящим морем. Шесть миллиардов евро инвестиций и миллион туристов для российской сферы услуг пока цифры запредельные и на экономику повлияли бы напрямую. По крайней мере, так было в Греции – экономический рост 2003–2005 гг. во многом обусловлен инвестиционным бумом и модернизацией, связанной с Олимпийскими играми 2004 г. в Афинах. Впрочем, в Греции было много скандалов с перерасходом средств, а построенную инфраструктуру – стадионы, отели – после окончания праздника часто не удается использовать в полной мере. С той же проблемой столкнулись и в Сиднее после 2000 г. Показателен пример Лондона, получившего право на проведение летней Олимпиады – 2012: там уже создана специальная служба, одной из целей которой является разработка стратегии использования новой инфраструктуры после Игр. Полезный опыт для возможных организаторов зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи.