От редакции: Фундамент мира

До недавнего времени трудно было спорить с тем, что люди, принимающие решения в российской газовой отрасли, предпочитают конкретные дела всяческим словам и разъяснениям. Но теперь слов звучит все больше. Глава “Газпрома” Алексей Миллер на Всемирной газовой конференции в Амстердаме заявил, что ресурсов компании хватит на то, чтобы стать энергетическим фундаментом Европы и всего мира.

За несколько дней до газовой конференции с иностранными журналистами пообщался вице-премьер и председатель совета директоров “Газпрома” Дмитрий Медведев. По сути, он впервые ответил на высказанные Международным энергетическим агентством опасения в способности “Газпрома” выполнить взятые на себя обязательства по поставкам газа. Медведев заявил, что никакого дефицита нет и в помине, а о перенаправлении европейского газа в Азию речь не идет – это невозможно в силу неразвитости транспортной инфраструктуры. Более того, Медведев назвал увеличение объема добычи главной задачей “Газпрома”.

Именно таких заявлений и ждали на Западе. Ведь с западной стороны артподготовка к саммиту G8 в Санкт-Петербурге сводилась в основном к критике стагнации добычи нефти и газа в России. До заявления Медведева западные партнеры могли лишь констатировать, что большая часть инвестиций “Газпрома” идет на развитие газотранспортной сети и приобретение новых активов, а добычу планировалось довести к 2010 г. лишь до 560–570 млрд куб. м, а к 2020 г. – до 590 млрд куб. м (в 2005 г. было более 547 млрд куб. м). Между тем заключение контракта с Китаем, которому обещано 80 млрд куб. м газа в год начиная с 2010 г., и растущее потребление в Европе и России заставляют опасаться, что в 2010 г. в газовом балансе “Газпрома” образуется дефицит размером, по разным оценкам, от 100 млрд до 150 млрд куб. м. Пересмотр “Газпромом” своих планов не только успокоит клиентов, но и действительно позволит поставлять газ и в Европу, и в Азию. Миллер в Амстердаме повторил слова Медведева, но, к сожалению, не подкрепил свою уверенность конкретными цифрами.

Россия в своих планах энергетической экспансии становится все более откровенной, и это хорошо – на мутности целей фундамент не построить. Президент Путин недавно заявил, что если Западу не нравится повышение цен на газ для Украины, то пусть доплачивает разницу. А министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в своем интервью сказал, что попытки препятствовать экспансии российских энергетических компаний на западные рынки будут восприниматься Россией как проявление намеренного недружелюбия.

“Газпром” между тем активно ведет переговоры с Алжиром о сотрудничестве в нефтегазовой области, и после списания алжирского госдолга процесс этот ускорился. Если “Газпрому” удастся скооперироваться с Алжиром, то он сможет почти полностью контролировать поставки газа в Европу. Прямо накануне петербургского саммита Запад получит еще один сигнал – в конце июня снова будут пересмотрены цены на газ для Украины. Их повышение наверняка приведет к дефициту газа на Украине, что не может не пугать потребителей на Западе. Видимо, российские чиновники и газовики считают, что риторика силы укрепит позиции России на саммите G8 и поможет созданию энергетического фундамента. Будет ли он крепким – вопрос, но его строители теперь вполне откровенны в том, какой инструментарий они готовы использовать.