Конъюнктура: Одним миром мазаны

Чиновники и политики в разных странах очень похожи. Как на Западе, так и в России политики уже не выполняют функцию уловителей общественных настроений – они давно их сами формируют. И для этого любой политик, вне зависимости от цвета паспорта, нуждается в создании виртуальной реальности. Не потому, что он лгун. А потому, что таков его современный инструментарий.

Так что различия между политическими системами в технологии, а не в философии. В этом плане российская политическая система серьезно отличается от американской, но не так, как многим представляется. В США священной коровой является билль о правах, а не фигура действующего президента. Потому что он не является ключевым элементом системы принятия решений. И его можно спокойно ругать. А вот критика вечных ценностей – конституции и первых поправок к ней – называется уже борьбой с устоями общества. В России же система устроена наоборот – все сконструировано вокруг первого лица, и поэтому к его критике система относится болезненней. А с вечными ценностями у нас хуже. Так что американская политическая система технологичнее, но вовсе не демократичнее.

Политик так устроен, что не может прямо заявить о своих интересах. Правила игры заставляют их камуфлировать. В итоге приходится заниматься их реконструкцией.

Примеров масса. Недавно в Европе велась борьба с российскими самолетами, которые нарушали критерии шума. Никто не спорит – отечественный авиапром пока не предлагает современного продукта. Но дело в другом – если бы европейских чиновников действительно заботил шум в городах, то они вначале стали бы бороться не с самолетами, а с мотоциклистами, которые там являются главными пожирателями тишины.

Если бы действительно стояла задача ликвидировать производство контрафакта в Китае, то тогда страну исключили бы из ВТО. Потому что все понимают, что это невозможно. Но Китай нужен этой организации – поэтому все довольны поведением Поднебесной. Хотя любой, кто хоть раз бывал на шелковом рынке в Пекине, не может без смеха читать статьи о беспрецедентных рейдах местной полиции, проведенных под давлением ВТО. Поскольку искать подделки особо не надо – почти вся продаваемая там продукция таковой является.

Понятно, почему мы читаем американские доклады о недемократической России, зато не наблюдаем аналогичных творений про Казахстан. В одном случае это считается эффективным инструментом, в другом – нет.

Но генетическая общность политиков позволяет надеяться, что общий язык будет найден. Достаточно настроиться на одну волну и синтезировать интересы. Скажем, европейские политики могли бы прямо сказать: “Ребята, нам нужны именно ваши нефть и газ”. А в ответ услышать: “Хорошо, готовы гарантировать поставки, но нам нужны ваши деньги и технологии, а также доля в сбыте”. Глядишь, могли бы и договориться, закрепив это членством в европейских структурах. Тем более что бюрократическое сообщество в России и Европе от этого только выиграет. Россия получит возможность направлять политических пенсионеров в тот же Европарламент. И не надо будет ломать голову, куда, скажем, пристроить Устинова. А евробюрократы смогут выбить бюджет на строительство в Брюсселе пары новых небоскребов. Так что все будут в выигрыше.