От редакции: Овощеводство

Аналитики, конечно, правы – коррекция минувшей недели прокатилась по всему миру и рынок действительно был переоценен. И тем не менее в России – особый счет. Пока индекс РТС стремительно рос, к фондовой бирже наконец-то проявили интерес мелкие частные инвесторы. А для массового инвестора падение акций – серьезный, в том числе и психологический удар.

Профессиональные инвесторы читают отчеты и общаются с руководством компаний, а к телевизионным программам относятся как к развлечению. Но массовому частному инвестору, он же телезритель, еще предстоит осознать, что не всё то информация, чем его бесплатно кормят с телеэкрана. Качественная информация не приходит сама, ее нужно искать и нужно учиться отличать ее от пиара. Почти сразу после того, как капитализацией “Газпрома” похвастался сам президент, она начала падать. За период с начала мая до среды минувшей недели “Газпром” подешевел на 34%. Возможно, после этого холодного душа россияне станут осторожнее относиться и к телевидению, которому сейчас доверяет 84% населения. Будет гораздо печальнее, если люди разочаруются не в достоверности массового пиара, а в самом фондовом рынке.

Между тем приход массового инвестора насущно необходим российской экономике. Цена вопроса – не просто дополнительные средства на развитие, которые нужны бизнесу, а здоровье экономики, которое невозможно без институциональных изменений. Телезритель, решившийся на приобретение небольшого пакета акций, к примеру, “Роснефти”, становится “дольщиком” в своей стране и перестает быть прежним благодушным овощем, вперившимся в экран. Критическая масса таких телезрителей-собственников создаст спрос на институт защиты частной собственности, справедливый суд и институт неангажированной прессы, способной рассказывать о том, что на самом деле происходит в стране и мире. Ваучерная приватизация провалилась в решении главной задачи – она не сделала граждан участниками экономической и политической жизни страны, но фондовый рынок – куда более демократичный и гибкий инструмент.

Американские политики называют свою страну “обществом совладельцев”. Действительно, в той или иной мере в США собственностью владеют не только крупные капиталисты, а все население. Участие граждан в финансовом рынке – реально работающий вариант мифического советского “народного контроля”. В США, где более половины населения так или иначе присутствует на финансовых рынках, незамеченным не проходит ни один серьезный корпоративный скандал, ни одно сомнительное действие политика.

Когда изменения на фондовом рынке будут влиять на благосостояние существенной части населения, то чиновники будут вынуждены аккуратнее относиться к своим словам и делам. При наличии на рынке массового инвестора судейский произвол в процессах над бизнесом был бы невозможен. Невозможны были бы и такие ситуации, когда высокопоставленные чиновники надменно игнорируют любые сомнения в их чистоплотности. В обществе дольщиков министр связи, уличенный в игре на рынке связи, на котором он должен выступать честным арбитром, был бы опозорен и наказан.

Пока в России эта перемена не произошла – до критической массы дольщиков нам еще далеко. Большинство по-прежнему относится ко всему происходящему как к картинке на телеэкране. Что показывают, то и смотрим. И это в интересах государственных менеджеров. Управлять коллективом овощей легко и приятно: овощам не приходит в голову интересоваться тем, что действительно происходит по ту сторону экрана. IPO “Роснефти” может стать одним из событий, которое побудит их это сделать. Только превращение пассивной аудитории в реальных участников событий сможет когда-нибудь сделать нынешнее сообщество телезрителей – обществом.