Министр-организатор

Герман Греф, отвечающий в правительстве за экономическое развитие и торговлю, долгое время жил и работал с репутацией закоренелого либерала. Общее мнение относительно либералов состоит в том, что они старательно минимизируют государственное вмешательство в общественную и экономическую жизнь, стараясь создать условия для самоорганизации общества и хозяйствующих субъектов.

Министр Греф и сегодня позволяет себе высказывания, свидетельствующие о том, что он не забыл, что он закоренелый либерал. К примеру, если его спросить, правильно ли, что “Газпром” купил “Сибнефть”, то он, скорее всего, опять ответит, что неправильно, потому что “Газпром” – государственный.

Но та любопытная модернизация, через которую сейчас проходит российская власть, не могла не изменить и действующих лиц ее, тем более таких значимых, как главный или даже единственный штатный либерал. Петербургский экономический форум, дитя Грефа, – один из хороших примеров, показывающих, куда модернизация заводит.

Существует два подобного рода форума, завоевавших уже определенную известность и даже солидность. Один из них проходит на швейцарском горнолыжном курорте Давосе, другой – в финансовой столице мира Лондоне. С одной стороны, это мероприятия общественные, поскольку люди съезжаются на них по доброй воле и обмениваются мнениями; с другой – у них есть и экономические параметры, поскольку организаторы зарабатывают на них деньги, а в ходе форумов крупные участники достигают договоренностей о сделках.

Есть и политический аспект: поскольку русские люди за рубежом более разговорчивы, наверное, чувствуют себя более свободно, то они и позволяют себе на этих мероприятиях более резкие высказывания и даже подписываются под ними.

Скверным тут могло показаться то, что решения, касающиеся России, принимаются вне ее. Модернизированная российская власть не могла, да и не должна была с этим мириться. Поэтому Герману Грефу пришлось осваивать форумный бизнес – совершенно в духе модернизации. А именно: участников приглашали принять участие в форуме при помощи хорошо известных российской элите и тем западникам, кто с ней имеет дело, организующих элементов – кнута и пряника; нарочно для Петербурга государственные компании заготовили важные заявления, за что им отдельное спасибо от деловой прессы; и наконец, с программной политической речью выступил первый вице-преемник, пардон, вице-премьер, что доказало, что российская политика сегодня делается в России.

Не получились сущие мелочи. Вот, например, некоторые гости Грефа говорили (анонимно, конечно), что они думали, что в Лондоне плохая организация, но это они так думали, потому что не знали, как будет в Питере. Другие же анонимы малодушно жаловались на то, как из-за необходимости ехать в Питер им пришлось варварски нарушить приватные и деловые планы, но не поехать было страшновато.

В общем, шумный успех министра-либерала.