Неуправляемая

Возвращение Юлии Тимошенко в премьерское кресло – событие одновременно ожидаемое и невероятное. Все было против этого нового кульбита в судьбе газовой принцессы, чередующей работу в правительстве с тюрьмой и Майданом. Против – и опыт руководства кабинетом министров, признанный безусловно отрицательным всеми политическими силами страны, кроме сторонников самой Тимошенко. Против – и относительный успех на выборах “бело-голубых” Виктора Януковича. Против было окружение президента Виктора Ющенко. Против была вся логика процесса переговоров о создании коалиции. И тем не менее украинская железная леди снова на коне.

Участники переговорного процесса свидетельствуют, что Тимошенко – очень умелый переговорщик. Хитрый, тонкий, не стесняющийся играть на слабостях оппонентов, мастер шантажа. Имеющая эксклюзивное влияние на президента, она открыто говорила: главное – добиться личной встречи с Ющенко. Но разве эти качества требуются главе правительства? Если первое премьерство Тимошенко с некоторыми оговорками можно было считать прямым итогом выборов – то теперь это скорее итог отсутствия выбора, тупика, в котором оказалась политическая элита страны.

По сути, Ющенко выбрал Тимошенко как меньшее из зол. В условиях, когда Янукович оказался вообще недоговороспособным, выдвигал завышенные требования и предъявлял ультиматумы, а для президентской партии “Наша Украина” союз с “бело-голубыми” грозил уходом с политической арены, как некогда случилось с движением “Наш дом – Россия”. В условиях малопредсказуемости депутатов Верховной рады, обладающих способностью многократно переходить из фракции во фракцию и менять позицию на противоположную. О цене смены депутатской ориентации на Украине говорят открыто, по-деловому, как, например, о ценах на газ. Второе и, как все уверены, краткосрочное пришествие Тимошенко – это диагноз демократии по-украински.

Эту демократию можно назвать неуправляемой и обнаружить, что перед управляемой она в чем-то даже проигрывает. С одной стороны – рост роли электората, учет мнения парламентского меньшинства, поиск консенсуса при выработке ключевых решений. С другой – коррупция, длящееся безвластие, экономическая нестабильность. Такая демократия не нравится не только Москве, но, возможно, и Вашингтону. На прошлой неделе объявлено, что Джордж Буш не приедет в Киев по дороге на питерский саммит G8, а вчера – что Украину пока не собираются звать в НАТО.