Правила игры: Спасти “восьмерку”

С 15 по 17 июля в Петербурге пройдет встреча лидеров стран “восьмерки”. Нашей стране нужно, чтобы “восьмерка” сохранилась. И только от нашей страны зависит, будет ли G8 существовать дальше. Речь даже не идет о том, что будет принято решение об исключении, хотя в этом случае “восьмерка” умрет, собственно, только для России. Для международной организации есть масса других форм смерти – например, через полное выхолащивание повестки дня (вспомните, в каком количестве бессмысленных международных союзов состоит наша страна). Может быть и смерть через расширение до такого размера, что обсуждение всякой реальной проблемы становится невозможным. Включите Китай, Индию, Бразилию – и можно называть это Организацией Объединенных Наций Без Маленьких Стран.

Так зачем России “восьмерка”? Несмотря на то что Китай и Индия имеют многотысячелетнюю историю, несмотря на то что их культурная традиция куда древнее, чем у большинства стран G8, а демонстрируемые ими в последние десятилетия темпы роста ВВП очень высоки, их экономическое развитие – догоняющее. Оно в значительной степени опирается на технологические и идейные достижения развитых стран. Что бы ни говорили про успешную авторитарную модернизацию, в ХХ в. она всегда опиралась на заимствование опыта развитых демократий. Сколько ни включай нашу страну в одну группу с Китаем, Индией, Бразилией и Индонезией, как это делают экономические аналитики, сколько договоров о сотрудничестве ни заключай с Ираном, Казахстаном или Пакистаном, как об этом рассуждают специалисты-международники, эти страны – не ориентир. А правильный ориентир для нашей страны в точности такой же, как и для всех догоняющих стран, – экономически развитые страны.

Участие в G8 несет определенные психологические издержки для руководства – конечно, труднее быть самой отсталой страной в сильной группе, чем лидером в слабой группе стран, но интересы России должны перевешивать личные проблемы президента и его помощников. Если во время саммита в соседнем зале возможность рассказать о своем взгляде на происходящее в нашей стране получат Владимир Рыжков, Михаил Касьянов, Гарри Каспаров – это будет, возможно, неприятно президенту, но хорошо для нашей страны. Это будет достоверный сигнал миру о том, что, какие бы тактические расхождения ни возникали у России со странами “восьмерки”, базовые ценности у всех членов клуба одни и те же – мы стремимся сделать всех, а не избранное меньшинство богатыми и счастливыми и ценим свободу слова и оппозиции.

В течение двух десятков лет российское руководство – три политических поколения – жило на международной арене в “реактивном режиме”. Все, что ни делалось, было ответом на действия других стран – зачастую вынужденным, а иногда и продиктованным какими-то психологическими комплексами. В самых простых случаях руководящими принципами были сначала “что хорошо для Америки, то хорошо для нас”, а потом – “что плохо для Америки, то хорошо для нас”. Теперь значительное число ограничений снято – наша страна может прокладывать себе курс, исходя из собственных приоритетов. Сегодня судьба “группы восьми” в руках России.