От редакции: Режим усиления

Сотрудники Вневедомственной охраны МВД (ВОХР) в последние годы сочетали преимущества госслужбы и рыночной зарплаты. Как частные охранники, они обеспечивали на коммерческой основе безопасность предприятий всех форм собственности, а также квартир, хозяева которых заключили договор об охране. Одновременно они сохраняли все атрибуты и полномочия милиции: право применения огнестрельного оружия, производства дознания, форму и синие номера на автомашинах. Когда ВОХР в 2005 г. вывели из прямого подчинения МВД и создали федеральное унитарное госпредприятие (ФГУП) “Охрана”, его работники лишились части преимуществ перед коллегами из частных охранных предприятий (ЧОП). Последние надеялись, что рынок охранных и детективных услуг станет более конкурентным.

Не тут-то было. Недавно президент подписал поправки в закон “О ведомственной охране”, работники которой следят за безопасностью особо важных казенных объектов – опасных предприятий, плотин и железных дорог. С ними-то президент и уравнял в правах сотрудников военизированных, сторожевых и проектно-монтажных подразделений ФГУП “Охрана” (их общая численность превышает 113 000 человек). Теперь госохранникам в случае нарушения порядка на любом охраняемом объекте (в том числе частном), нападения на граждан (закон не указывает, что считать таковым), находящихся на объекте, можно применять дубинки, наручники, слезоточивый газ и служебных собак. Если же нарушители угрожают жизни и здоровью граждан (степень опасности также определяет работник ФГУП) или пытаются завладеть оружием охранника, последний может стрелять. Сотрудники ФГУП могут войти в любое помещение охраняемого объекта, если считают, что там может скрываться преступник или нарушитель режима, и воспользоваться для преследования транспортом собственника без его согласия.

Частные охранники таких прав не имеют. По закону они могут использовать ограниченное число типов огнестрельного оружия и не имеют права применять его без явной угрозы для жизни или вооруженного нападения на объект.

Рынок охранных и детективных услуг – один из самых привлекательных в России. По оценкам экспертов, его объем в 2005 г. превысил $4,3 млрд. Это всего в четыре раза меньше всех расходов федерального бюджета 2005 г. на безопасность и правоохранительную деятельность. Преимущественное положение госпредприятия на рынке охранных услуг вредно и для государства, и для развития этого сектора бизнеса, считает депутат Госдумы Геннадий Гудков.

Государственных ОП двойного назначения нет ни в одной развитой стране. Во Франции жандармерия обеспечивает безопасность госучреждений и опасных объектов, но не занимается охраной частных компаний и квартир. В Великобритании частные агентства охраняют даже колонны с продовольствием и боеприпасами для воинского контингента в Ираке.

Главы некоторых ЧОП на условиях анонимности говорят, что руководство ФГУП “Охрана”, персонал которого сейчас обеспечивает безопасность 16 000 объектов, пытается, используя связи в правоохранительных органах, выдавить частные структуры из охраны финансово привлекательных предприятий и учреждений. Продолжение тенденции чревато монополизацией рынка.