Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1650 от 07.07.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Putin chat

От редакции: Putin chat

Опыт общения российского президента с отечественными пользователями Интернета полезен и поучителен. Россия перенимает опыт передовых государств и даже опережает некоторых из них. Британский премьер Тони Блэр в апреле нынешнего года ответил на вопросы аудитории Всемирной сети, собранные компанией MSN, уже в восьмой раз. Джордж Буш трижды отвечал по телевидению на заданные через Интернет вопросы (сбор вопросов для очередного эфира идет сейчас). Блэр в ноябре 2004 г. отвечал на вопросы, отправленные по SMS. А вот французский президент Жак Ширак новейшие технологии для прямого общения с гражданами и журналистами не использует.

В прошедшей интернет-конференции интересны не столько ответы главы государства, сколько заданные ему вопросы, которые, по уверениям администрации сайта president.yandex.ru, не модерировались. Совокупность 160 000 заданных вопросов и более 1,2 млн поданных за них голосов – это портрет очень перспективной части российского общества, 22-миллионной интернет-аудитории. По данным апрельского опроса Romir monitoring, 63% пользователей Рунета – молодежь от 18 до 34 лет; более 60% – люди с доходом выше 5000 руб. в месяц.

Высокие рейтинги вопросов о роботах и о Ктулху свидетельствуют не о нежелании всерьез говорить с властью, а скорее о мобилизационных возможностях некоторых сетевых групп. Но раскладка по темам все же позволяет получить некоторое представление о реальных интересах интернет-аудитории. Наибольший интерес вызвало обсуждение проблем жилья, качества жизни, личной жизни Путина, образования, экономики и бизнеса, армии, пенсий и пособий, коррупции и бюрократии. Почти все это соответствует наиболее продвигаемым правительством и телевидением социальным темам – и перекликается с содержанием национальных проектов. Похоже, что сфера деятельности, полученная первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, более “модная”, чем отданная другому вице-премьеру – Сергею Иванову. Вопросы армии, дедовщины и обороноспособности заняли лишь 6-е место.

Удивительное выясняется внутри рубрик. Например, в экономическом блоке вопросов на первые два места вышли проблемы с алкоголем. Инфляция упоминается лишь однажды (10-е место, 194 голоса), хотя, по опросам “Левада-центра”, в марте 2006 г. 51% респондентов обвиняли правительство в неспособности справиться с ростом цен. Зато масштабно представлены проблемы малого бизнеса – пять вопросов из числа 20 самых популярных. В разделе “Жилье” все предсказуемо – топ-20 состоит из взываний о помощи. “Качество жизни” радует разнообразием: рядом с явно раскрученным вопросом о безвозмездном выделении гектара земли под “родовые поместья” вполне поучительная тема “тусклости в провинции” (3114). Проблема качества жизни, по мнению многих, легко решаема с помощью повышения зарплат и пенсий – этому посвящено шесть вопросов из топ-20 (причем три из них касаются повышения зарплат налоговикам). Перераспределению природной ренты посвящен лишь один вопрос (17-е место, чуть более 300 голосов), а еще недавно на популистских лозунгах подобного характера можно было выигрывать выборы. Есть, конечно, в двадцатке “крики души” (“почему мы такие бедные” или обвинение – “семь лет президентства Путина, а воз и ныне там” – 10-е место) и челобитные о конкретных проблемах конкретных людей. Наконец, в армейском блоке верхние места заняли вопросы об отмене отсрочек для молодых отцов, выпускников вузов и о переходе на контрактную армию.

То, что президент не ответил на самые популярные вопросы, неудивительно. Ответы в отличие от вопросов фильтровались. Не были раскрыты вполне вменяемые и популярные темы бедности, жилья, малого бизнеса. В конференции было много международной тематики, которая не пользовалась популярностью у интернет-аудитории, да и вопросы про саммит G8 подбирались явно не по популярности.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать