Конъюнктура: Лекарство от комплексов

Чемпионат мира по футболу завершился, дав пищу для самых разнообразных выводов. Прежде всего мундиаль еще раз доказал оправданность корреляции между развитостью экономики страны и успехами на поле. В полуфиналах было четыре представителя Западной Европы, три из которых можно отнести к ее экономическим лидерам. Картина была бы совсем полной, не проиграй Англия Португалии (которую мы, кстати, обещали догнать и перегнать) – тогда бы все четыре участника G8 от Евросоюза разыграли главный приз. А вот BRIC пока отстает. Три страны вообще не попали на чемпионат, включая Россию, а Бразилия разочаровала своих болельщиков.

В эту схему не вписывается слабое выступление США. Но виновата невысокая популярность соккера за океаном. Хотя не стоит забывать, что женская сборная США по футболу уже была чемпионом мира (а женский футбол начал развиваться примерно одновременно во всех странах, чего нельзя сказать о мужском). Кроме того, сборная США стала единственной, сумевшей на чемпионате забить гол в ворота чемпионов с игры. Причем матч с Италией имел истинно американскую историю – с запиранием футболистов на военной базе и общением с ветеранами иракской кампании ради патриотического воспитания футболистов. И ведь на одну игру помогло.

На футбольном поле хорошо видна изменившаяся демографическая ситуация во Франции. Национальный состав вице-чемпионов резко отличается от состава 20-летней давности. Платини сменил Зидан, человек с алжирскими корнями. Понятно, кто составляет славу нынешней команды Франции, в которой количество темнокожих футболистов решительно превышает число белых. Кстати, тогда, восемь лет назад, во Франции межнациональная ситуация была гораздо менее напряженной. Может быть, как раз потому, что победу стране принесли выходцы из далеких французских провинций или бывших колоний. Потом победы ушли – и ненависть к “понаехавшим” разгорелась. Возможно, новый успех поможет оживлению национального самосознания – национального в политическом, а не этническом понимании.

Это наглядно продемонстрировала Германия, оставшаяся на чемпионате лишь третьей, но выглядевшая победителем. Команда показала яркую игру, а ведь до турнира ее хоронили все, включая собственных болельщиков. Выступление сборной привело к всплеску патриотических чувств. Впервые вся страна была завешана национальными флагами, которые вызывали не чувство стеснения, а чувство гордости.

Россия чем-то похожа на Германию. Мы также живем с комплексом неполноценности, виной за “тюрьму народов”, “коммунистическую империю”. Если кто-то вывесит российский флаг на своем балконе, его признают за сумасшедшего. Многие наши соотечественники стесняются своего гражданства за рубежом. То же самое, кстати, характерно и для поведения немцев в некоторых европейских странах – например, в Голландии, где их особенно не любят после войны.

Нам тоже нужна прививка самоуважения – успехи сборной по футболу вполне могли бы выступить в таком качестве. Хотя измениться должны и мы сами – сегодня мы вряд ли готовы цивилизованно отпраздновать гипотетический успех своей команды. Так что будем ждать изменений в социальной структуре нашего общества, чтобы победа стала национальным праздником, а не пьяным погромом.