Статья опубликована в № 1652 от 11.07.2006 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Одна на всех

От редакции: Одна на всех

Кубок чемпионата мира по футболу получила не просто лучшая сборная – победу завоевала та команда, чей выигрыш был нужен всем. Футбольные статистики оказались плохими предсказателями: букмекеры ни одной футбольной державы не рассматривали Италию среди фаворитов, а наиболее вероятным победителем называли Бразилию. Экономисты оказались дальновиднее. Аналитики голландского банка ABN Amro еще в мартовском докладе, посвященном “футболономике”, подсчитали, что наибольшую пользу мировой экономике принесет победа итальянской сборной.

По подсчетам экономистов ABN Amro, победа в чемпионате приносит в среднем 0,7% роста ВВП – за счет наступающей эйфории растет внутреннее потребление, а вместе с ним и импорт (тут включается перекрестное влияние на другие страны). Сначала авторы доклада сузили список возможных фаворитов до Евросоюза: по их мнению, ситуация с увеличивающимся дефицитом торгового баланса США угрожает мировой экономике и для ее смягчения необходимо ускорение экономического роста именно в Европе. Далее они составили список из стран – членов ЕС, объем ВВП которых позволяет влиять на экономику всего союза, и уже среди них выявили государства с наиболее проблемной экономикой – Германию, Францию и Италию. Именно этим странам больше всего необходимы дополнительные импульсы для экономического роста, посчитали эксперты. Они не угадали второго финалиста (думали, что им будет Германия), но первую тройку назвали точно. Все три команды до последнего боролись за кубок и заняли первые три места.

При такой логике победу итальянской сборной было не сложно предсказать – у нее темпы экономического роста самые низкие по всему ЕС, а в 2005 г. были близки к нулю. Если же добавить к прогнозируемым на 2006 г. 1,3% еще и футбольные ожидания (0,7%), то окончательный рост будет вполне сравним с общеевропейским (в 2006 г. ожидается 2,3%). В результате хоть и не со спортивной, но с экономической точки зрения итальянской победе порадуются все европейцы и даже, может быть, все члены мирового сообщества.

Профессиональные предсказатели – букмекеры и футбольные аналитики часто ошибаются. Футбол пока еще остается игрой, а значит, сохраняет массу непредсказуемых факторов. Может быть, прогнозы будут более точными, если учитывать институциональные стороны – ту же экономическую целесообразность, экономическое положение стран – участниц чемпионата и общеполитическую ситуацию?

Кубок чаще всего получали демократические страны. На 18 чемпионатах мира команды авторитарных стран выигрывали пять раз. Дважды, в 1934 и 1938 гг., побеждала фашистская Италия – но, видимо, не из-за набиравшего в ту пору силу фашизма, а благодаря национальному стремлению к футбольным победам: ни в 1982 г., ни в 2006 г. фашизмом в Италии уже не пахло, а победа оставалась за итальянцами. Лидирующая по количеству завоеванных кубков (пять из 18) Бразилия также побеждала при разных режимах – до захвата власти военными в 1958 и 1962 гг., однажды при хунте (1970 г.) и дважды – при восстановленной демократии (1994 и 2002 гг.). Последняя футбольная победа хунт пришлась на 1978 г. – тогда победила Аргентина, власть в которой была захвачена военными. С победы Италии в 1982 г. кубок закрепился в демократических странах. Следующий чемпионат, в 1986 г., снова выиграла аргентинская сборная, но к тому времени в стране уже три года как была восстановлена демократия. Нациям, которые желают победы своей сборной на чемпионате мира, стоит приглядеться к этой статистике. И речь не столько о триумфе демократии, сколько о триумфе рационального – раньше те страны, для которых игра в футбол являлась существенной частью национальной идентичности, побеждали при любых режимах. Но со временем они перенимали именно тот строй, который с большей вероятностью способствовал их победам. После выигрыша Италии на ЧМ-2006 можно ожидать новой эры – уже не демократического рационализма, а экономического. В любом случае победа всегда будет за теми, кому она действительно нужна больше всех. Это подтверждает и методика ABN Amro, и статистика.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать