От редакции: Украинский тупик

Последние выборы в украинскую Верховную раду, названные многими наблюдателями первыми демократическими и свободными, обернулись долгосрочным кризисом, постепенно превращающимся в политический балаган с элементами массовой драки.

На создание демократической коалиции ушло более двух месяцев. Но оранжевые партнеры не уставали напоминать о разности своих позиций. Силы, не вошедшие в коалицию, продемонстрировали неготовность цивилизованно работать в оппозиции. Партия регионов просто блокировала президиум Рады, и оранжевая коалиция развалилась еще до формирования правительства. Моментально созданная антикризисная коалиция из Партии регионов, коммунистов и социалистов тоже не стала образцом политического такта и выдвинула на пост премьер-министра неприемлемого для половины населения Украины Виктора Януковича. Оранжевые, оказавшись в меньшинстве, опять-таки проявили неготовность к цивилизованной борьбе: они уже попытались и блокировать президиум, и сорвать заседание Рады с помощью мегафонов и сирен. Были и драки, и первая кровь. А вот легитимного правительства у Украины все нет.

Политологи и сами участники украинской политики объясняют ситуацию отчаянной борьбой за портфели и чрезмерными амбициями отдельных игроков – Юлии Тимошенко, которая всеми силами пытается вернуться в кресло премьера, лидера социалистов Александра Мороза, который вышел из состава оранжевой коалиции и получил от антикризисной пост спикера, “нашеукраинца” Петра Порошенко, который сам претендовал на этот пост.

Но дело не только в этом. Нынешний политический балаган – подарок из дореволюционного прошлого. Политреформа, принятая в 2004 г. как компромисс между властью уходящей и революционными силами, оказалась отравленной пилюлей. Депутаты, на которых свалилась реальная ответственность за страну, не смогли наладить коалиционный механизм. Украинские политические силы показали полную недоговороспособность. Такая ситуация будет наблюдаться не только во время раздела портфелей. Скорее всего происходящее станет прообразом работы любой будущей коалиции.

Если это действительно так, то не позавидуешь ни украинской экономике, ни президенту Виктору Ющенко. Учитывая достаточно низкие прогнозы экономического роста, Украине сейчас, как никогда, необходимы структурные реформы. Будущему правительству нужно будет вплотную заняться и системой налогообложения, которая остается запутанной и непрозрачной, и дебюрократизацией экономики, и решением энергетических проблем.

В условиях недоговороспособности парламентариев и шаткости любого правительства Виктор Ющенко оказывается не только арбитром, но и крайним. Учитывая же ослабление роли президента в связи с вступлением в силу политреформы, он оказывается крайним без полномочий.

Вариантов выхода из тупика не так много. “Наша Украина” все еще может создать большую коалицию с Партией регионов. Другой вариант – роспуск парламента с дальнейшим объединением всех оранжевых сил. Но есть основания думать, что никакое блокирование не решит структурной проблемы украинской политической конфигурации.

Еще одно решение – роспуск Рады и последующая отмена политреформы, например, Конституционным судом. Тогда Украина могла бы жить и с недоговороспособными парламентариями. Такой вариант потенциально возможен – положения политической реформы принимались депутатами предыдущей Рады в 2004 г. в спешке, и, по мнению экспертов, ими были допущены процедурные нарушения. На основе этих нарушений Конституционный суд мог бы признать реформу не соответствующей Конституции и отменить ее. Не хватает только одной малости – самого суда, точнее – судей. Их присягу должна принять Рада, но депутаты с этим не спешат. Пока Украина живет без высшего судебного органа, легитимный выход из тупика едва ли возможен.

Виктору Ющенко будет трудно пойти на столь конфликтное разрешение ситуации – он склонен к компромиссам и дорожит демократическим имиджем. Впрочем, возможно, у него это вышло бы не так жестоко, как у Бориса Ельцина в 1993 г. Ведь и оранжевая революция в отличие от событий 1991 г. обошлась без крови.