От редакции: От Уварова до Иванова

Министр обороны Сергей Иванов – не просто ближайший соратник Верховного главнокомандующего и вице-премьер. Когда он говорил на прошлой неделе, что не хочет размышлять о будущем, чтобы не завалить текущую работу, глава Минобороны немного лукавил. О будущем в роли президента он, может быть, и не размышляет, а о будущем страны – размышляет, причем глубоко и всерьез. Его интересы значительно шире ведомственных. Он заботится не только о прекращении казарменного хулиганства, приращении офицерского жалованья и выполнении оборонного заказа. Министр решил выступить в качестве идейного вдохновителя нации. Выступив вчера со статьей в газете “Известия”, он предложил на общественное обсуждение проект базовой идеологии страны: “Триаду национальных ценностей”.

Идеологическая триада Иванова – суверенная демократия, сильная экономика и военная мощь. Вероятно, такой подход – попытка повторить исторический опыт создания государственной идеологии, которая могла бы противостоять влиянию проникающих с Запада идей демократии и свободы личности. В начале XIX в. стало ясно: стране нужна новая идеология. Прежняя – “Москва – Третий Рим” – была обоснована в начале XVI в. монахом Филофеем. Она называла Россию главным наследником традиций и веры двух рухнувших империй – Римской и Византийской – и гласила, что четвертому Риму не бывать. Но в эпоху новой многополярности и войн она устарела. В 1811 г. известный писатель и историк Николай Карамзин подал царю Александру I “Записку о древней и новой России”, в которой обосновал необходимость сохранения самодержавного строя, крепостничества и господства православной церкви в новое время. Среди слушателей Карамзина в литературном кружке “Арзамас” был и молодой чиновник Сергей Уваров. К идеям Карамзина он добавил принцип “народности” – самобытности России и ее отличия от остальных европейских стран. Через 22 года – в ноябре 1833 г., уже при царе Николае I Уваров, назначенный незадолго до того министром народного просвещения, доложил императору: “Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, невзирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия, к счастию, сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим”.

Воспитание народа, основанное на триединстве православия, самодержавия и народности, по мнению министра просвещения, должно было составить “залог невредимой силы государства против порывов бури, ежеминутно нам грозящей”. Триединство Сергея Уварова оставалось идеологической базой государства до его крушения в 1917 г. Любопытно, что Уваров совмещал идеологическую работу с должностью главного цензора – он запрещал произведения французских авторов и преследовал товарищей по “Арзамасу”, в том числе и Пушкина. Николай I отправил Уварова в отставку в 1849 г., после новой волны европейских революций.

Форма и назначение триад нынешнего министра обороны и царского министра народного просвещения сходны. Иванов, вероятно, намерен противопоставить свое триединство не утратившему популярность со времен Великой французской революции конца XVIII в. лозунгу европейской демократии “Свобода, равенство и братство”. Однако их структура и содержание различны. Триединство графа Уварова учитывало все три компонента идеологии – государственное устройство, духовную основу и человеческий фактор. Триада национальных ценностей Иванова не является полноценной национальной идеологией. Суверенитет в его классическом определении – “верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся во внутренней и внешнеполитической деятельности государства”, – предусматривает наличие вооруженных сил и развитой экономики, способных обеспечить суверенитет страны. Идеология Иванова базируется на единственной опоре – государственном устройстве и, по сути, призывает Россию быть здоровой и богатой, а не бедной и больной. С этим трудно спорить, но есть ли это новая идеология? Нужно продолжение дискуссии. И оно наверняка последует: конкурент Иванова – Дмитрий Медведев должен чем-то ответить. Вот вариант для рассмотрения, получивший дополнительную актуальность в связи с IPO “Роснефти”: “Православие, самодержавие, доходность”.