От редакции: Бремя и вымя

Прекращения налогового террора, о котором говорил президент в своем послании, не предвидится. Вариант поправок к Налоговому кодексу, которые перед закрытием сессии приняли депутаты в третьем чтении, по-прежнему оставляет налоговикам множество возможностей для злоупотреблений. Не полностью вылечена главная головная боль бизнеса – неупорядоченность налоговых проверок. По-прежнему нечетко ограничен перечень документов, на основании которых можно их назначать. Ощутимых результатов едва ли стоит ждать и от принятого в первом чтении законопроекта о налоговой амнистии, который предусматривает взимание с физических лиц 13% от декларируемой суммы.

На этой грустной ноте, видимо, и закончится налоговая реформа. Вице-премьер Александр Жуков еще в апреле, одновременно с внесением в Думу проекта по дифференциации ставки НДПИ (который также не приведет к значительному снижению налогового бремени), доложил Путину, что после внесения и принятия Думой перечисленных поправок и законопроектов налоговое законодательство не будет меняться “длительное время”. Это означает, что в обозримом будущем не будут реализованы мечты премьер-министра Михаила Фрадкова об отмене НДС и стремления руководителя экспертного управления президента Аркадия Дворковича перенести налоговое бремя с корпораций на население. Накануне выборного цикла 2007–2008 гг. никто не хочет рубить сук, на котором сидит: правительство зависит от налогов корпораций – по официальным данным, поступления от нефтегазовых компаний формируют более 50% доходов российского бюджета (в не менее нефтяной Норвегии – 27%), а налоговые проверки остаются инструментом контроля государства над крупным бизнесом.

Да, это так, но верно и обратное. До тех пор пока основным налогоплательщиком являются корпорации, влияние бизнеса на власть будет столь же мощным, как и влияние государства на бизнес. По сути, в России, несмотря на ликвидацию отдельных игроков и равноудаление других, сохраняется олигархически-корпоративистская система управления.

В действительности мер по деолигархизации никто и не принимал – налоговые реформы последних лет были направлены исключительно на увеличение налогового бремени корпораций и уменьшение его у населения. Хоть введение единой ставки подоходного налога на уровне 13% значительно увеличило собираемость налогов и поспособствовало выходу капитала из тени, но также привело к снижению влияния населения на государство.

В развитых странах высокое налоговое бремя, которое несет население, оборачивается благом – от кого государство кормится, от того и зависит. В России в 2005 г., по данным Росстата, доля налогов на доходы физических лиц в госбюджете составляла лишь 9,3%, что несравнимо с долей корпоративных налогов. Стоит заметить, что небольшой доход, который приносят государству собственные граждане, объясняется не только низкой ставкой подоходного налога, но и уходом от налогообложения – по оценкам Минфина, до трети всех доходов населения остается в тени.

Перераспределение налогового бремени от корпораций к населению не только повышает роль последнего, но и приводит к росту общего благосостояния. Абсурдность высоких корпоративных налогов заключается в том, что за влияние компаний все равно расплачивается население. Тяжелое налоговое бремя не дает компаниям развиваться, что в российском случае легко увидеть на примере той же нефтегазовой сферы (темпы роста добычи нефти снижаются и упали с 11% в 2003 г. до 2,5% в 2005 г.), и в условиях глобализации капитал выводится в более привлекательные страны. Но наиболее убедительно звучит исследование, проведенное Американским институтом предпринимательства: обработав данные по 72 странам в течение 22 лет, аналитики выявили, что размер зарплат напрямую связан с уровнем корпоративных налогов: их повышение приводит к уменьшению зарплат, а снижение – к росту зарплат. Неудивительно, что в Финляндии, в которой не только действует прогрессивная шкала налогообложения, но и подоходный налог (от 9% до 32,5%) один из самых высоких в Европе, недавно появилась Ассоциация счастливых налогоплательщиков – финны, неся тяжкое бремя налогов и являясь дойной коровой для государства, знают, за что платят.