Мнения
Бесплатный
Константин Сонин
Статья опубликована в № 1656 от 17.07.2006 под заголовком: ПРАВИЛА ИГРЫ: Одинаковые проблемы

Правила игры: Одинаковые проблемы

Есть проблемы, которые большие страны могут решить только сообща, – например, как сделать так, чтобы маленькие страны не воевали и, главное, не торговали оружием. Есть проблемы, которые для каждой страны индивидуальны, – наводнения в Бангладеш или ураганы на юге США, сепаратизм, наследие колониального, коммунистического или просто тяжелого прошлого. А есть проблемы одинаковые, казалось бы, для разных стран, но которые решать приходится самостоятельно. Например, давно понятно, что имущественное неравенство – важная проблема для России. А сейчас стало видно, что оно становится все более животрепещущей проблемой и для Америки. Точно так же коррупция, без сомнения, одно из главных препятствий для быстрого экономического развития нашей страны. А теперь стало заметно, что и в Америке после нескольких лет “однопартийного правления” – сейчас республиканская партия контролирует обе палаты конгресса, и президент Буш – республиканец – коррупция тоже выходит на первый план.

По меркам развитых стран американская экономика растет высокими темпами. Однако новые данные о том, какие группы населения особенно выигрывают от этого роста, наводят экономистов на невеселые мысли. Например, в 2004 г. – это последний год, на который уже имеются качественные и подробные данные для анализа, – экономика выросла на 4,2%, но реальный доход медианного избирателя снизился. При этом доходы 1% самых богатых американцев выросли на 12%. Связано ли это с тем, что республиканцы уже пять лет контролируют и исполнительную, и законодательную ветви власти? Несомненно. Без существенного снижения налогов для богатых рост неравенства был бы невозможен.

Знаменитый принстонский экономист Пол Кругман, прославившийся своими научными работами по экономической географии и международной торговле, в колонках, которые он пишет для New York Times, давно беспокоится по поводу обеих проблем – и растущего неравенства, и все более заметной коррупции. Однако он обращает внимание в основном на зависимость, действующую в одном направлении – от коррупции (и более глубоко – от снижения уровня политической конкуренции) к неравенству. Российский опыт полностью подтверждает эту зависимость. Однако он подсказывает и другое направление зависимости, не менее важное – от неравенства к коррупции. Наличие большого числа бедных, которым ни реформы 90-х, ни высокие темпы роста последнего времени не принесли существенного улучшения, делает политическую систему слишком жесткой. Популярным оказывается перераспределение, а не снижение коррупции, главной непосредственной жертвой которой является бизнес. (В конечном счете все потери от коррупции несут, конечно, граждане.)

Впрочем, в том, что у США обостряются сходные с нашими проблемы, есть и хорошая сторона. Можно будет посмотреть, как они будут с ними бороться. Сможет ли избирательная система отреагировать так гибко, чтобы, с одной стороны, снизить уровень коррупции, а с другой – чтобы борьба с неравенством не стала борьбой с бизнесом? Может быть, мы сможем чему-нибудь поучиться. Или, наоборот, поделиться печальным опытом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать