От редакции: Местная анестезия

Со столичными властями всегда трудно спорить. На днях руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что цены на недвижимость в городе “взвинчены до неприличных пределов” и “неоправданно высоки”. За последние полгода, по данным аналитического центра IRN.ru, цена на московскую недвижимость увеличились на 30%. А с декабря 2004 г. по июль 2006 г. стоимость выросла с $2000 за 1 кв. м до $3650. Средняя стоимость квартир в пределах Третьего транспортного кольца превысила $7200 за 1 кв. м. Московские квартиры сравнялись по цене с лондонскими и парижскими и обогнали берлинские и римские. Доходы большей части российского среднего класса не поспевают за стремительным ростом цен на жилье. Экономические проблемы связаны с политическими. Срывается выполнение одного из приоритетных национальных проектов – обеспечения доступным жильем. По данным опроса “Левада-центра”, только 25% респондентов полагают, что нацпроект улучшит ситуацию в этой сфере, 60% не верят в это, еще 15% не сформировали свое мнение. По данным ВЦИОМ, 36% опрошенных надеются, что реализация нацпроекта улучшит ситуацию с жильем, 40% считают, что она не изменится, 11% – что ухудшится, 13% затруднились с ответом. В Москве доля скептиков выше, чем в среднем по России, – лишь 17% жителей столицы, опрошенных ФОМ, полагают, что национальный проект поможет им решить квартирный вопрос.

Такая ситуация вызывает недовольство в Кремле. Столичные власти понимают, что дальнейший рост цен на жилье может негативно сказаться на их карьере. И вот Владимир Ресин рекомендует строителям “заморозить” цены. Каким образом это сделать и как долго держать, он не уточнил. Административные меры на рынке столичной недвижимости могут дать временный эффект. Но какой бы глубокой ни была заморозка, она не заменит лечения и оздоровления, в котором нуждается стройкомплекс.

Цены растут главным образом из-за гигантских нефтяных доходов небольшой прослойки населения, способной расплатиться живыми деньгами. Ипотечный покупатель в этой ситуации проигрывает – за время, уходящее на заключение сделки, квартира дорожает настолько, что кредита не хватает. Строительная отрасль постепенно дрейфует в сторону рынка товаров роскоши, предлагая все более элитное и, соответственно, штучное жилье. Предложение ограничивается и недостатком инженерно подготовленных площадок и просто площадок.

Набор способов преодоления такой ситуации вроде бы известен: необходимо как минимум усилить антимонопольное регулирование на столичном строительном рынке. Нужно подумать о реформировании системы расчета налога на имущество, привязав его к рыночным ценам (в противовес снизив, например, корпоративное налогообложение). Надо, наконец, понять, по какому пути станет развиваться Москва (если она по-прежнему будет аккумулировать львиную долю финансовых потоков, то цены на жилье опустятся лишь вместе с ценами на нефть). Это все меры небыстрые. Но если действовать только административными путями, то строители пойдут навстречу властям испытанным способом занижения цен на бумаге.